В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Актеры советского кино Назад
Актеры советского кино
Бывают в жизни каждого актера роли, которые, как в фокусе, концентрируют в себе его предыдущий творческий опыт, а иногда и надолго определяют путь дальше. Это случается, когда актер лицом к лицу встречается со своей сокровенной личной темой. И эта тема, которая подспудно проходила в прежних его работах и, может быть, снова уйдет в подтекст в последующих, звучит открыто, ясно, во весь голос.

Такой ролью для Вии Артмане стала роль Сони в фильме "Родная кровь", поставленном на киностудии "Ленфильм" режиссером М. Ершовым.

Сюжет фильма непритязателен и прост, как просты и бесхитростны его герои. Шел сержант Федотов после госпиталя в отпуск домой. Шел и повстречал на переправе паромщицу Соню. Повстречал и остался у нее. Остался сначала на несколько дней, а потом - навсегда...


После выхода картины на экран рецензенты писали о "редком слиянии личности актрисы с личностью героини", об "удивительной простоте, искренности и достоверности исполнения", об "открытии таланта".

И действительно, Соня в фильме "Родная кровь" - не сыгранная роль, а "пережитая жизнь". Актриса не просто сыграла сцены, которые дал ей автор сценария, а прошла с Соней по всем ее нелегким путям до знаменательной встречи с Федотовым на пароме и потом - когда в ее жизнь вошло это большое, яркое чувство.


Талант Вии Артмане раскрылся здесь на экране как очень современный. Современный не только по своим идеям, но и по стилю исполнения. Простота, лаконизм, сдержанность при наполненном ритме внутренней жизни - вот черты творческой индивидуальности актрисы, которые проявились в этой роли.

Вместе с Федотовым мы впервые встречаем Соню на переправе. В платке, в грубой рабочей куртке, брезентовых рукавицах, привычными напряженными движениями перебирает она канат - тянет тяжелый паром. Нет броской красоты во внешнем облике этой высокой хрупкой женщины, нет эффектного драматизма в ее работе. Однако Соня сразу же привлекает наше внимание, вызывает глубокую симпатию. Привлекает непринужденная естественная простота, с какой она держится, с какой принимает помощь Федотова и слушает его банальные шуточки. Привлекает спокойная уверенность в себе и какое-то неуловимое, природное изящество.

Соня говорит здесь всего несколько слов, но мы чувствуем глубину, незаурядность ее натуры. В одном взгляде, в едва заметной улыбке актриса умеет выразить сложный сплав чувств, тончайшие оттенки настроений.


Гораздо больше, чем линия внешнего поведения героини, актрису интересуют движения ее души.

Соня - Артмане нетороплива, немногословна. Она все копит в себе: горе, радость, надежду, страх. У нее свой мир чувств и дум. Жизнь ее идет как бы в двух планах. Одна - видимая всем, с уходами на работу, с суетой по дому, и другая - невидимая простым глазом и всегда напряженная - жизнь ее ума и сердца, с надеждами, ожиданием и свершением большой любви. Точно Соня с нами и где-то одновременно далеко от нас. Она прислушивается к себе и чуть-чуть улыбается, словно знает нечто важное, нам неведомое.


Удивительна у Артмане эта сдержанная и всегда немножко затаенная Сонина улыбка: то застенчиво-счастливая, то чуть-чуть озорная, то настороженная, вопросительная, то горьковатая. Она богата оттенками, она всегда тонко и точно определяет внутренний настрой героини.

И еще голос. Особый, своеобразный. Вроде бы везде ровный, спокойный, даже чуть-чуть монотонный. Но очень скоро вас словно завораживают его лирически-певучие ноты. Они переливаются, звенят, придавая Соне какую-то особую покоряющую женственность.


О роли Даце Страуме в картине "За лебединой стаей облаков".

Гимназистка, девушка из богатой семьи, полюбившая революционера и без оглядки пошедшая за любимым, - образ романтический, даже героический. Артмане сразу привлекла в нем внутренняя чистота, стремление к идеалу, активная борьба.

Актриса раскрывала образ Даце в развитии. Сначала ее героиня только кокетлива, лукава и безмятежна. Совсем иной мы видим ее на берегу моря, во время прощания с Мартином, которого угоняют в солдаты. Эта женщина сильно любит и глубоко страдает. Строгой, замкнутой, суровой, познавшей горькие истины жизни и полной решимости бороться с несправедливостью предстает Даце на рабочем собрании. И, наконец, Даце - невеста. Невеста каторжника, их будет венчать в камере тюремный священник. В белоснежной фате, тонкая, изящная, она похожа на изваяние. Изваяние не скорби, не сострадания, не самопожертвования, а любви! Даце - Артмане словно не видит ни решеток на окнах, ни скользких холодных стен, ничего вокруг, она счастлива, что снова вместе с Мартином, что будущее принадлежит им.


И все-таки, пожалуй, только одну работу Вии Артмане в кино можно поставить рядом с Соней из "Родной крови". Это - Она из фильма "Никто не хотел умирать", созданного режиссером В. Жалакявичусом на Литовской киностудии.

...Глухая послевоенная литовская деревня. Дворовые постройки здесь сбиты друг к другу тесно, а двор от двора далеко. И люди, настороженные, друг другу чужие.

Замкнуто живет и жена самогонщика Юозапаса Она. Еще молодая. Оборванная, растрепанная, равнодушная ко всему на свете. Гремят по ночам бандитские выстрелы. Гибнут люди. Плачут вдовы. А Она молча обслуживает всех, кто заходит под их навес выпить. Машинально, с привычной ловкостью наливает и убирает стаканы, вытирает грубый дощатый стол.

Артмане почти натуралистически беспощадна к своей героине. У нее потухшее сумрачное лицо, отрешенно усталый взгляд. Она никогда не улыбается. И кажется спокойной, как человек, который уже все потерял.

Война исковеркала не только жизнь этой женщины, но и ее душу. В первые же месяцы на фронте погиб любимый муж, потом судьба свела ее с Юозапасом. Одна Она знает его истинное лицо - главаря лесных бандитов. Не любит его, но и не предает. Потому, что предательство не в ее характере, и потому, что ей давно все глубоко безразлично: пусть война продолжается, но она больше не интересна - это чужая война.

Тема омертвения личности, которую несет Она, переплетается в ней с иной темой - темой возрождения человека через любовь.

Мы видим Ону с Вайткусом. И лицо актрисы, еще недавно апатичное, неприятно тяжелое, вдруг поражает своей открытостью. Жадно целует Она любимого и смеется счастливым, почти детским смехом. Как тигрица бросается женщина на людей, посмевших ударить бывшего бандита. Но эта внезапная вспышка темперамента так же быстро гаснет, как вспыхнула. Вайткуса больше не бьют, и Она равнодушно подает обидчикам кувшин с самогонкой.

Этот процесс духовного распада, который так глубоко вскрывает актриса, тем более страшен, что жертвой его стал характер цельный, незаурядный. За хмурым безразличием Оны, за ее лохмотьями мы все-таки угадываем в ней человека когда-то сильного, умного, тонкого. Да и сейчас она не до конца утратила чувство собственного достоинства. Женщина не прячет от Юозапаса свою любовь. Когда он застает влюбленных вместе, во взгляде Оны не страх, а вызов и гордое презрение.

Трагедия этой женщины в том, что, ожесточенная и равнодушная к людям, она хочет счастья только для себя. И как ни торопится она ранним утром увести Вайткуса из деревни, которую окружили бандиты, вся логика жизни против нее. Не понять ей, что Вайткус теперь иной. Ему трудно разом порвать все нити, что связали его с колхозом, с новыми людьми. Невозможно трусливо бежать от своего долга. И Вайткус соскакивает с телеги...

А Она еще долго сидит на дороге в лесу и, кутаясь в старую шинель, прислушивается к стрельбе. Она знает, - теперь все кончено, Вайткус больше не вернется. На ее каменно-неподвижном лице нет ни слез, ни открытого горя. Душа Оны умерла навсегда.

Вия Артмане сыграла трагедию Оны с предельным лаконизмом и искренностью. Здесь еще раз глубоко раскрылись такие свойства ее дарования, как высокая культура, интеллектуализм игры, искренность, эмоциональность. И еще раз, пусть в своеобразном преломлении, прозвучала ее главная тема - протест против пассивного отношения к жизни.

Клюевская К. Виа Артмане // Актеры советского кино. М.: Искусство, 1968. Вып. 4. С. 13-24.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=57

Док. 625756
Перв. публик.: 13.05.80
Последн. ред.: 13.05.10
Число обращений: 0

  • Артмане (Вия) Алида Фрицевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``