Новейшая история отечественного кино. Антонова Ольга СергеевнаНазад
Новейшая история отечественного кино. Антонова Ольга Сергеевна
Ольгу Антонову открыл для кино Петр Фоменко, пригласив в Почти смешную историю. Ее героиня запомнилась своим странным именем Евлалия, песенкой "Я леплю из пластилина", нездешними интонациями и удивительным обликом грустной клоунессы. Возможно, именно этим физиогномическим чужеродством канону женского лица, утвержденному советским кинематографом семидесятых, О. А. отпугивала нашу кино?режиссуру - до тех пор, пока Кира Муратова, для которой никакой канон и закон не писан, не предложила актрисе роль в Астеническом синдроме. Сильная и честная в своих чувствах, потерявшая мужа и ослепленная горем, ее героиня отказывалась участвовать в фальшивом кладбищенском ритуале, в безумии металась по городу. О. А. сыграла почти невозможное - утрату как скорбную ярость по отношению к самому устройству мира, вечного и безразличного к уходу тех, кто его населяет. Казалось, Муратова задумала этот фильм в фильме еще и как историю о своем alter ego: в исполненных злой иронии кадрах Астенического синдрома тронутое увяданием, но по-прежнему прекрасное лицо О. А. бросало вызов множеству безликих женских лиц. Как и сам муратовский фильм бросал вызов гробам застойного кино. Астенический синдром закрепил за актрисой ее тему - тему одиночества и инаковости. Таковы ее героини в Проклятии Дюран Виктора Титова, Замке Алексея Балабанова, Цареубийце Карена Шахназарова. В последней картине, несмотря на то, что роль Александры Федоровны невелика, актриса сумела сыграть судьбу женщины, которая встречает неминуемый и последний удар судьбы с достоинством и самообладанием.
АРТЮХ Анжелика. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=41