В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Антипенко. Новейшая история отечественного кино Назад
Александр Антипенко. Новейшая история отечественного кино
Так получилось, что ученик киевского ремесленного училища, будущий столяр-краснодеревщик, в 1957 году оказался фотографом на фильме Сергея Параджанова Цветок на камне. Параджанов и отправил его во ВГИК. После армии поступил, на первую практику приехал в Киев и попал на Тени забытых предков. На Киевские фрески Параджанов позвал его уже оператором. Александр Антипенко снял пробы: в павильоне белая стена, дощатый пол, условный свет, статика. Картину закрыли, в приговоре - как водится - значились формализм, эстетство. Три копии напечатали лишь потому, что А. А. пытался выдать ...Фрески за дипломную работу. Защищаться не дали, впрочем, на студии Довженко взяли в штат. Две коробки с ...Фресками спас, спрятав дома. Скромно говорит, что с начинающим оператором Параджанов был свободен в своих экспериментах. Параджанову посвящены Спиваночки.

Увидев пробы ...Фресок, Тенгиз Абуладзе предложил А. А. снимать Мольбу. Оператор сумел соответствовать мощи первоисточника и режиссерскому замыслу: широкий экран, отказ от цвета, игра масштабами, подлинность фактур и строгая графичность кадра создали пространство-время "нигде и везде, никогда и всегда". Эта сила скрытой страсти спровоцировала Глеба Панфилова пригласить А. А. на "Жанну д`Арк". Фильм не состоялся, но вместе они сделали "номенклатурную фреску" Прошу слова: опять широкий экран, но фронтальная композиция, застывшая камера - максимум нарочитости в предлагаемых обстоятельствах "современной темы".

Совсем иначе снята первая отечественная рок-опера Звезда и смерть Хоакина Мурьеты - жанровая условность и предельная реалистичность "картинки", колористическое решение каждой музыкальной темы. В новейшие времена жизнь не подкинула А. А. задач сложнее тех, которые он уже исполнил. Перебравшись в Москву, оказался на студии Горького. Содружество с Владимиром Грамматиковым принесло "Нику", но славы уже не прибавило: изображение в детском и комедийном кино - не главное. Потрудился для телевидения (две серии Криминальной России...); два года отдал "Кинескопу" Петра Шепотинника, снял двадцать сюжетов "Ералаша". Образцом и по сей день числит довженковскую Землю.

ШЕРВУД О. [Александр Антипенко] // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб., 2001.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=38

Док. 625855
Перв. публик.: 13.05.00
Последн. ред.: 13.05.10
Число обращений: 0

  • Панфилов Глеб Анатольевич
  • Грамматиков Владимир Александрович
  • Абуладзе Тенгиз Евгеньевич
  • Антипенко Александр Иванович
  • Антипенко Александр Иванович
  • Параджанов Сергей Иосифович (Саркис)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``