В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Техника и технология кино. Назад
Техника и технология кино.
О фильме "Сегодня - каждый день"

Александр Антипенко: Где бы я не показывал дипломную ВГИКовскую работу о балетном классе [...], равнодушных в зале не бывает. У фильма "Сегодня - каждый день" странная судьба. Я снимал его с режиссером Владимиром Савельевым по заказу для зарубежного телевидения на киностудии имени А. П. Довженко. Его купили много стран, но у нас в стране он ни разу не шел.

Елена Ермакова: Я знаю, что это Ваш самый любимый фильм. Почему?

А. А. : Он живой. Настоящий. Изначально нам предложили снимать этот фильм на студии, в павильонах. Но когда мы представили себе декорации, то сразу от них отказались. Нужен был настоящий балетный класс, хореографические станки, хранившие теплоту натруженных рук балерин, помнящие многочасовой труд этих юных девочек. Я чувствовал, воссоздать эти реальные, для меня почти живые фактуры в павильоне невозможно.

Настоящий балетный класс - очень интимное место, куда не пускают чужих. Сюда балерины приходят каждый день и отрабатывают те элементы, которые не получались в танцах. Но нам разрешили снимать. И в течение четырех месяцев каждый день с 9 до 11 часов я приходил туда с фотоаппаратом и снял около 2500 фотографий. Это была подготовительная работа, но без нее не было бы фильма. Мы открывали зрителю тайну балета - самопожертвование и тяжелый повседневный труд ради этих воздушных танцев.

А потом в середине декабря начали снимать - один день в неделю по 14 часов, в выходной день в театре. В середине зимы самые короткие дни, за окнами большую часть времени - сумерки, и нам нуж но было сбалансировать свет в классе и за окнами. [...]

Е. Е.: В фильме много движения - наезды, плавные перемещения камеры. Я бы даже сказала, что это Ваш самый "подвижный" фильм.

А. А.: Наша камера ездила на тележке, которая была поставлена на авиационные колеса на "дутиках", что придавало плавность движению. Есть кадры, когда камера практически лежала на полу, задавая такой ракурс съемки, который не могла дать ни одна операторская тележка. Нужно было снять ноги балерин, вернее тот рисунок, который они создают. А иногда камера "летала", от балерины к балерине, потом на окно. Мы придумали непрочное крепление к штативу, и, когда камера на тележке с объективом 14 мм доезжала до окна, механик незаметно выкручивал винт, а я, не теряя ни секунды, брал в руки камеру и продолжал съемку - на окно, а затем "проплывал" над застывшими на станке балеринами. Вообще мы со своей операторской тележкой творили чудеса. Например, вертели ее на 360 градусов, и механику с аккумулятором приходилось кружиться в этом танце. [...]

В итоге мы сняли четыре части. Придумали замечательную финальную сцену, где камера вела съемку со стороны партера. Черно-белый занавес начинает подниматься и становится золотым, и в его сиянии стоят балерины в светящихся пачках. Мы ввели цвет в фильм. Было безумно красиво - отражение осветительных приборов, которые попадали прямо в оптику, дифракция цвета и переливы с белыми пачками. Больше того, от 24 кадров в секунду мы переходили в рапид 150 кадров в секунду. Но наш финал - поднятие занавеса - вырезали, сказав, что цвет в телевидении появится через 20 лет. Конечный вариант фильма состоит из двух частей.

Е. Е. : Но диплом все-таки приняли...

А. А.: И поставили пять. А когда картину посмотрел А. М. Мессерер, то он пригласил меня сделать в его классе Большого театра фотографии для своей книги о балете. Я помню снимок Асафа Михайловича, где он стоит перед зеркалом, а в зеркале отражается весь "звездный" класс: Плисецкая, Максимова, Васильев... [...]

ЕРМАКОВА Е. Фотокино Александра Антипенко [Инт.] // Техника и технология кино. 2006. N 4.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=38

Док. 625865
Перв. публик.: 13.05.06
Последн. ред.: 13.05.10
Число обращений: 0

  • Максимова Екатерина Сергеевна
  • Плисецкая Майя Михайловна
  • Антипенко Александр Иванович
  • Савельев Владимир Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``