В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства Назад
Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства
Студенткой-дипломницей актерского факультета ГИТИСа она была приглашена на роль Даши в многосерийную телевизионную сагу "Хождение по мукам" и буквально на следующий день после премьеры "проснулась знаменитой". Потом съемки в других фильмах, игра на сцене одного из интереснейших театров Москвы - имени Ленинского комсомола. Так что внешне все складывается очень благополучно. В чем же тогда парадоксальность этой совсем непростой и нелегкой актерской судьбы? [...]

После своего громкого дебюта Алферова снялась почти в двадцати фильмах. Но, к сожалению, ни одна из этих сыгранных ролей по своей драматургии, сложности и масштабности (вернее, по отсутствию оного) не могла даже приблизиться к образу Даши. [...]

Конечно, роль сыграна начинающей актрисой неровно, и это естественно. Вчерашняя студентка ГИТИСа впервые стояла перед камерой, на практике овладевая кинематографической спецификой. В ходе съемок, которые длились пять лет, Ирина Алферова накапливала опыт, мастерство, глубже и точнее постигала характер своей героини. [...]

Зрители безоговорочно приняли Дашу Ирины Алферовой, об этом свидетельствовали внушительная почта журнала "Советский экран" и письма, приходящие актрисе домой по сей день, со словами искренней благодарности. [...]

Бесспорно, образ Даши (при всей его психологи-ческой достоверности) - образ идеальной героини, и именно так он был задуман режиссером и сыгран актрисой. К сожалению, такую счастливую способность актрисы не заметили те, от кого целиком и полностью зависит актерская судьба, - сценаристы и режиссеры. Ведь далеко не каждый, даже талантливый актер, может сыграть идеального героя, оставаясь при этом естественным и убедительным. Алферова это умеет. Ее актерская сущность и редкие внешние данные создают в нашем воображении облик романтической героини. [...]

Абсолютная женственность, удивительная фотогеничность, даже некоторая статуарность актрисы и своеобразная изолированность от других героев - все эти качества становятся достоинством и необходимостью, когда актерский материал совпадает с темой и поэтикой литературного образа. Так произошло с ролью Даши, но, к сожалению, в дальнейшем таких совпадений было не много, да и драматургия была другого уровня. [...]

Все те качества актерской индивидуальности Алферовой, о которых говорилось выше, разрушают житейское правдоподобие безликой драматургической ситуации. Именно так случилось в картине "С любимыми не расставайтесь". [...]

Образ Кати в этом фильме, как и пьеса Володина, по которой он поставлен, полностью погружен в психологически-бытовые обстоятельства. Ежеминутные, каждодневные подробности нашего существования скрупулезно исследуются драматургом, и через них он пытается говорить о непреходящей ценности жизни. А как раз такое подробное, внешне ничем не примечательное существование и не умеет играть Алферова. Ее Катя своей значительностью сразу же выбивается из привычно-житейской ситуации. От нее с первых же кадров ждешь поступка, ждешь чего-то неординарного, поэтому финальный эмоциональный взрыв (сыгранный актрисой с поистине непривычным для нее темпераментом) представляется закономерным для такой Кати. К сожалению, режиссура фильма не дала возможности создать актрисе запоминающийся, интересный характер. [...]

Более удачными, на мой взгляд, стали две другие работы Алферовой в фильмах "Незваный друг" и "Мужество". Роль Киры в "Незваном друге" была написана специально для Алферовой, и это обстоятельство во многом обеспечило успех актрисы. [...]

Кира - красивая женщина, человек крупный, значительный, она, как говорят, женщина "с биографией": не такая, как все, в ней есть тайна, та особенность, которая сразу выделяет ее среди окружаю-щих. И в ее красоте, и в отрешенном, безразличном взгляде - во всем ее облике есть что-то неуловимое, какая-то загадка, которая сразу же притягивает зрительское внимание. Ее хочется понять. Почему эта красивая, необычная женщина так грустна и молчалива, почему на попытки героя приблизиться к ней отвечает резко и жестко, не оставляя ему никаких надежд? Актрисе удалось сыграть и постепенное, трудное "оттаивание" своей героини, ее возникающее чувство, и ее страх перед этим чувством, боязнь поверить и ошибиться. [...]

Неординарна и ее героиня в многосерийном телефильме "Мужество" (по роману В. Кетлинской) - архитектор Клара. Но здесь Алферовой удалось создать уже другой характер. Фильм рассказывает о строительстве комсомольцами 30-х годов "города на заре", славного Комсомольска. И здесь героиня Алферовой не такая, "как все", отличная от других не только своей неотразимой внешностью и душевными качествами, но и социальным положением. Она, как говорили в те годы, "непролетарского происхождения", она из буржуазной среды. Вот и родители уехали за границу, не приняв, по всей видимости, революции. Клара человек честный, искренний, решительный, глубоко порядочный. В то же время она сдержанна, не любит и не умеет делиться с окружающими своими бедами и переживаниями. В ней тоже есть своя загадка, тоже возникает ощущение скрытой, не видимой зрителю внутренней жизни, которая обязательно должна в какой-нибудь момент проявить себя. Все эти качества, как мне кажется, возникают не столько от драматургических возможностей образов, сколько от человеческой сущности самой актрисы. [...]

Алферова рассказывала, что, приступая к съемкам в "Мужестве", ей хотелось, чтобы Клара была некрасивой, в очках, почти дурнушкой. Понятно стремление актрисы к внешней выразительности, характерности, но в данном случае ее желание мне кажется необоснованным. Правда, Алферова все-таки осуществила попытку сыграть дурнушку в картине "Предчувствие любви", но, по-моему, это было совсем неубедительно и иначе не могло быть. Фильм без успеха прошел по экранам, несмотря на игру такого популярного в нашем кино дуэта, как Абдулов и Алферова. И как бы ни старался режиссер сделать из Алферовой нелепую, обреченную на неуспех простушку, ему это не удалось. [...]

В творческой биографии Алферовой есть несколько сказочных персонажей. Она снималась в фильмах-сказках "Осенние колокола", "Василий Буслаев" и в сказке венгерских кинематографистов "Волшебник Лала". И везде ее героини были олицетворением верности, чистоты, красоты женской души. [...]
Воплощением такого идеала стала и Ольга Винтер из многосерийного телефильма "ТАСС уполномочен заявить...". В пределах очень скромного драматургического материала актриса попыталась придать своему постоянному мотиву современные ритмы и современную раскованность, оставаясь при этом женственной и прекрасной. [...]

БАРТЕНЕВА Е. П. Ирина Алферова // Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства. 1985

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1899

Док. 625952
Перв. публик.: 14.05.85
Последн. ред.: 14.05.10
Число обращений: 0

  • Абдулов Александр Гаврилович
  • Алферова Ирина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``