В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью журналу `Сеанс` Назад
Интервью журналу `Сеанс`
Почему, на Ваш взгляд, произошёл крен в сторону криминальных жанров (при том, что вкус к телесериалам был привит латиноамериканскими мелодрамами)?

Ариф Алиев: В советские времена героям Советского Союза делали надгробия из чёрного габра: он только им полагался, а героям Соцтруда - уже нет... Сейчас из этого материала делают пышные надгробия бандитов. Вот они, наши национальные герои. И эта тема не уйдет никогда. Потому что люди очень скучно живут. На самом деле бандиты тоже очень скучно живут: большую часть времени они не грабят, не убивают, даже не разводят никого, сидят с охранниками в каком-нибудь магазине, с ума сходят от безделья. Но зрителям всегда будет интересно смотреть про их увлекательную жизнь и кипучую деятельность: как они грабят банки, палят из пушек, укладывают врагов мордой в снег и уходят на мерсах от погони.

Каковы, на Ваш взгляд, принципиальные различия между телесериалами и "большим кино" (с точки зрения методов производства, эстетики, зрительского восприятия и т. д.)?

А.А.: Кино, как говорится, имеет "full proof". Если вы снимете плохое кино, его никто смотреть не будет. А плохой сериал смотрят, и у него хорошие рейтинги. Чем хуже сериал, чем он дубовее и штампованнее, тем у него выше рейтинг. Максимальный рейтинг у сериала "Участок" - про деревню, где не идут дожди. А чтобы снять "Участок" в кино, надо быть Ларсом фон Триером. Ведь на самом-то деле писать сценарий сериала - это очень сложная работа. Четыреста страниц написать! И платят мало. Да пошли вы в болото: те же деньги можно заработать легче.

Можно ли говорить сегодня о новой актерской волне? Есть ли актёры, которые открыли для Вас что-то новое в молодом поколении?

А.А.: Ну, конечно, Сергей Бодров - он стразу же стал таким национальным героем.

Назовите кинодебюты за последние 5 лет, которые, на Ваш взгляд, являются самыми многообещающими. Как Вы считаете, с чем связано активное производство дебютных фильмов сегодня?

А.А.: Мне очень нравится, что стали выходить кинодебюты. Правильно, так и должно быть. Молодых в кино стало много, а скоро будет еще больше. Они уже теснят старожилов, и будут теснить еще больше. И правильно, и так и должно быть. Сейчас происходит революция, ничего не понятно, какой-то сумбур. Буквально в прошлом году никого на самом деле не интересовал результат конечный, а только - сколько денег вы мне заплатите. Или - сколько денег я смогу украсть? А теперь всем стал интересен конечный результат. На это-то я и надеюсь. Потому что пришли другие деньги и другие люди, которые рассчитывают на возврат вложений. Это правильно, так и должно быть.

Какова, на Ваш взгляд, роль профессиональных киношкол страны (ВГИК, ВКСР) в буме дебютов? Нуждается ли современное российское кинообразование в радикальной реформе?

А.А.: Нет у нас никакого кинообразования! Я вам тайну открою: у нас страны нет, а вы говорите - кинообразование... Какое кинообразование? Арабов один подвижник, держится на нем вся кафедра кинодраматургии во ВГИКе. На одном человеке, представьте себе! Может быть такое? А если он целиком уйдет в работу, что будет со ВГИКом, с кафедрой драматургии?! Сходите во ВГИК - половина студентов сумасшедшие. Там и в советские времена психов много было, потому что часто какая-то психическая неадекватность принимается за творческую особенность. Проявлялось это по-разному - один все время телефоны воровал, другой спал все время где-то под лестницей... Но ведь учиться необходимо! Не обязательно во ВГИКе и не обязательно 5 лет, можно как в Америке - полгода. Во ВГИКе что - учатся? Не ходят на занятия, пишут ахинею какую-то. Я всем студентам я говорю: вот вы мастеров не слушаете... Но я не умею учить, я очень злой.

Отечественные фильмы Какого рода (экранизации, исторические, современные, арт-хаус), на ваш взгляд, имеют наибольшие шансы на успех в зарубежном прокате и на международных фестивалях?

А.А.: Кино - это очень рискованный и непредсказуемый бизнес во всем мире, даже в Америке. В свое время была такая картина ""Водный мир", помните? Вроде вложились по-взрослому, и просчитали все по-взрослому, а не получилось, не сорвали кассу. Сложно, не просчитаешь... Можно определять только самые общие вещи. "Бумер" - хорошее кино, но для внутреннего пользования. Первая ласточка самоокупаемости на внутреннем рынке(на внешнем у них таких бумеров...Ну, и подумаешь, нам про своих бумеров интересно).. Тоже хорошо, и даже нужнее, чем какой-нибудь фестивальный успех А для того, чтобы там прозвучать... Я думаю, что "Кавказский пленник" в свое время мог бы... Но не было денег нужных для рекламы, раскрутки и прочих важных по такому случаю дел.. То есть я хочу сказать. что все-таки здесь серьезное пространство, и серьезные культурные традиции, и серьезные исторические события здесь имели место быть. Так что технологии, спецэффекты и прочие достижения цивилизации нужно, конечно, брать в расчет, но их использование все-таки останется нашей домашней радостью. А выходить всерьез нужно по-крупному. Если сейчас найдутся вложения в проект "Монгол" того же Сергея Бодрова, я думаю, что это будет шанс для взрослого разговора. Вообще с Бодровым поговорите об этом, он в этих делах знает толк.

Должны ли влиять предпочтения отечественного зрителя в отношении зарубежного кино на стратегию отечественного кинопроизводства?

А.А.: Даже самый дрянной американский фильм все равно по правилам сделан, по законам драматургии. Надо учиться у американцев. А американцы учатся у Шекспира. Все, других никаких нету учителей.

Какой из финалов (счастливый, несчастный, открытый), на Ваш взгляд, сейчас наиболее востребован?

А.А.: Какой может быть открытый финал в современном кино! Герой должен знать, что ему надо! Цели! Зритель помидорами гнилыми закидает, если герой не имеет цели в конце фильма!

Какие жанры западного кино (молодежная комедия, хоррор, фильм-катастрофа, мюзикл, судебная драма, фэнтэзи, road-movie) органично прижились на отечественном материале, а какие нет, и почему? Какие из них, на Ваш взгляд, имеют потенциал развития?

А.А.: Чего у нас точно не может быть, так это судебной драмы. Потому что зрителю хорошо известно, что в суде все решают только деньги. Или связи. Что одно и то же. Есть честный суд? Нет честного суда. Ну, одно кино про это сняли. Ну, другое. А поверни сюжет как-нибудь по-другому, никто не поверит. Потому что в судах наших происходит один и тот же сюжет.

Ощущаете ли Вы влияние государственной политики по формированию общественного мнения на выбор сюжетов и героев в современном кинематографе? В частности, воспринимаете ли Вы образы положительных милиционеров, спецназовцев, военных и т.д. как следствие государственного заказа, или это, скорее, реакция на штампы предшествующего периода?

А.А.: Недавно я был в городе Полярном - это от Мурманска в сторону Баренцева моря еще надо проехать, - и я вам скажу, государства у нас нети на самом деле, никакой России нет, нас обманывают. Москва есть, телевизор есть. И никакого государства. А следовательно, и государственного заказа. Образы положительных милиционеров, спецназовцев и прочих культивируются в сериалах. В кино это не может быть успешным. Там оптика разоблачающая. Что правильно. Совесть все-таки надо иметь.

Интервью журналу "Сеанс", N 19/20, 2004

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=27

Док. 625967
Перв. публик.: 14.05.04
Последн. ред.: 14.05.10
Число обращений: 0

  • Алиев Ариф Тагиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``