В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Братья Алейниковы возглавили московское `параллельное` движение Назад
Братья Алейниковы возглавили московское `параллельное` движение
Братья Алейниковы возглавили московское "параллельное" движение в тот момент, когда эстетика была готова ненадолго возобладать в нашем авангарде над этикой, за которую (нонконформизм) его всегда и ценили. В ситуации принудительной моноязычности культуры кто-то должен был заняться наконец киноязыком, и вышедшие из московской концептуальной школы братья А. стали ведущими подрывниками-лингвистами нашего кино.

Их рефлексирующее, "головное" кино удачно сочеталось с "животным" примитивом ленинградцев: Евгений Кондратьев и Евгений Юфит самовыражались - братья А. создавали теорию и программу последнего (пока) авангарда. Деконструкция советских социокультурных мифов ("классикой жанра" стала точная, понятная всем киноэпиграмма Трактора, посвященная секс-эпилу "железного коня") неизбежно вела к деконструкции языка этих мифов. То есть сначала советского киноязыка, а затем и киноязыка как такового. В этом процессе братья А. активно экспериментировали с разрушением экранной иллюзии, десинхронизацией изображения и звука, текста и смысла, образа и значения. Техническое несовершенство было им только на руку: осознав бедность не изъяном, а приемом, они переоткрыли годаровское "плохое кино", наиболее эффективное в борьбе с мертвым "качеством". Процесс создания фильма и процесс его потребления значили для братьев-авангардистов не меньше, чем сам кинотекст. Их кино состояло не из "произведений", а из жестов и акций, неизменно выходивших за рамки экранной реальности.

Конечный результат этих акций достигался в "нехудожественной", "кинополитической" (Г. А.) деятельности. Признанные и ценимые всеми, независимо от эстетических пристрастий, братья А. в столичном и всесоюзном андеграунде исполняли роль вдохновителей и организаторов процесса и делали это непринужденно, с суховатой иронией и чуть неловким изяществом. Во второй половине восьмидесятых "Сине Фантом", журнал, который самопально, на дурном ксероксе издавали и в который много писали братья А., был единственным в России независимым киноизданием, бастионом альтернативности, окошком на неведомый Запад, столь необходимым в тогдашней культурной изоляции. Ни конец перестройки, отменивший необходимость "параллели" и обесценивший концептуалистский "соц-арт", ни проблематичный союз братьев А. с мейнстримом (на "Мосфильме" они сняли среднеметражку Здесь кто-то был и полнометражный фильм Трактористы-2, ставший первым отечественным римейком) не поставили под сомнение значительность их вклада: они были первыми, кто образно заговорил о кризисе языка, еще не догадываясь о тотальности этого кризиса.

Брашинский М. [Братья Алейниковы] // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 1. СПб, 2001.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=23

Док. 625988
Перв. публик.: 14.05.00
Последн. ред.: 14.05.10
Число обращений: 0

  • Алейников Глеб Олегович
  • Алейников Игорь Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``