В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выходит первый номер `Сinе Fаntоm`, самиздатовского журнала `параллельного кино` и `новой критики` Назад
Выходит первый номер `Сinе Fаntоm`, самиздатовского журнала `параллельного кино` и `новой критики`
Январь 1986

Первый номер был написан единственным автором Игорем Алейниковым и вышел в единственном экземпляре. Алейников намеревался выпустить его еще в 1985 г., эта дата стоит и на заранее подготовленной обложке, но работа завершилась только в начале 1986 г. Название журнала на той же обложке начертано на "интернациональном" языке: "Cine Fantom". Что в переводе должно было означать "призрак кино".

Четыре последующих номера, как и первый, будут исполнены в смешанной технике. Начиная с шестого номера, "Cine Fantom" станет выходить как журнал, составленный исключительно из текстов. В редколлегию войдут: Глеб Алейников, Анатолий Прохоров, Евгений Кондратьев, Евгений Юфит, Борис Юхананов, Сергей Добротворский, Михаил Трофименков, Ольга Абрамович и др.

Примером и прототипом для создателей "Cine Fantom" служит "Cahiers du Cinema". В истории культового французского журнала для советских параллельщиков важны: 1) молодость; 2) космополитичность; 3) оппозиционность по отношению к современному мэйнстриму. Кроме того, подобно французским синефилам конца 1950-х гг., авторы "Cine Fantom" полагают создание "новой критики" первой и важнейшей ступенью к тому, чтобы делать новое кино, а изучение киноалфавита - к тому, чтобы открывать в нем новые буквы (не случайно именно в "Cine Fantom" появятся первые интервью с главным редактором "Cahiers..." Сержем Тубиана и ведущим критиком Сержем Дане). Идеологами и авторами "Cine Fantom" руководит желание поместить "параллельное кино" и видео в контекст мировой экранной культуры - ее же осмыслить в русле своих эстетических представлений. Интересно, что "Cine Fantom" ни в коей мере не свойственна нарочитая ирония по отношению ко всему на свете и игра "понарошку", столь присущие их ровесникам из официальной "молодежной критики" середины 1980-х гг. Это различия не стилистические, но мировоззренческие - здесь строят свое и с нуля, а потому с концентрированной серьезностью предаются киноведческим исследованиям, изучают сценарии и теоретические труды классиков-маргиналов, переводят из книг, сборников и каталогов структуралистские штудии, констатируют "смерть кино", вступают в отношения любви-ненависти с официальным советским кинематографом, практикуют критику "слева" перестроечных фильмов. Круг персонажей и основных тем "Cine Fantom" во многом определяется естественным желанием редакции заполнить лакуны, образовавшиеся ввиду крайне ограниченных возможностей советской кинопрессы. Просветительство своей немногочисленной, но верной и постоянной аудитории "Cine Fantom" полагает одной из главных задач - так, помимо пространных рассуждений Юхананова или эзотерических эссе Евгения Чорбы в журнале появятся статьи о Жан-Люке Годаре и французской новой волне, Райнере Вернере Фассбиндере и немецком кино, Йонасе Мекасе и американских независимых, Сергее Эйзенштейне и советском киноавангарде.

Трудоемкий способ издания не позволяет тиражу подняться выше 30 экземпляров, однако читателей его значительно больше: журнал не продается и не отдается в собственность, а передается из рук в руки. Основной способ знакомства с ним - выборочное чтение в кругу коллег на домашних встречах. "Cine Fantom" прекратит свое существование с концом "квартирной" эпохи и незадолго до того, как копировальная и компьютерная техника войдут в широкий обиход. Последний номер этого машинописного журнала выйдет в 1990 г. Попытка превратить его в официальное издание потерпит неудачу: профессиональные журналы скорректируют курс, востребовав проблематику и авторов "Cine Fantom".

АРКУС Л., ПОСПЕЛОВ П. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 4. СПб, 2002.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=23

Док. 625989
Перв. публик.: 14.05.86
Последн. ред.: 14.05.10
Число обращений: 0

  • Алейников Глеб Олегович
  • Алейников Игорь Олегович
  • Добротворский Сергей Николаевич
  • Юфит Евгений Георгиевич
  • Прохоров Анатолий Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``