В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В Москве открывается первый фестиваль `параллельного кино` Сinе Fаntоm Fеst 87 Назад
В Москве открывается первый фестиваль `параллельного кино` Сinе Fаntоm Fеst 87
Первый фестиваль "параллельщиков" открывается с приключениями и неприятностями, которые усложняют жизнь организаторам, но в то же время создают необходимую "интригу" и хотя бы отчасти придают мероприятию тот "героический" вид, какой и подобает андеграундной акции. Очевидно, к моменту открытия фестиваля еще не выработано единого мнения насчет того, как именно следует расценивать деятельность этой странной публики. Официальное знакомство "взрослых" кинематографистов с фильмами "параллельного кино" уже вроде бы произошло: Элем Климов смотрел, и ему понравилось, Андрей Смирнов смотрел и обещал поддержку, Сергей Соловьев смотрел и предложил сотрудничество. Александр Сокуров, которого "параллельщики" считают наиболее "адекватным" и "эстетически близким", принял серьезно, как явление, без дураков. Накануне ни много ни мало, сам секретарь по идеологии Александр Яковлев поручает Александру Камшалову "разобраться" с "Cine Fantom". Прежде формулировка "разобраться и доложить" ничего хорошего не обещала бы, но к этому моменту по отношению к "неформальным объединениям" уже сформирована руководящая "линия" - не давить, не искоренять, но - изучать и приручать. А поскольку синефантомовцы идеально соответствуют статусу "неформалов", озабоченность их судьбой "на высшем уровне" становится понятной.

Фестиваль "Cine Fantom" - первая акция "параллельного кино", плод усилий и организаторского гения неутомимого Игоря Алейникова (координатора и идеолога движения, создателя журнала "Cine Fantom"). Фестиваль собирает довольно пеструю публику - здесь и сами "параллельщики", и собратья по "смежным" андеграундам (художники, фотографы, театральные деятели, писатели, поэты), и представители родственных художественных направлений в лице ленинградских "митьков", и такие зубры официальной культурной идеологии, как Кирилл Разлогов. Фестивальные фильмы - братьев Алейниковых (Трактора и другие короткометражки на 16 мм и видео), Бориса Юхананова, Петра Поспелова, Кондратьева и других "параллельщиков" - показывают в ДК им. Курчатова и Киноцентре.

Следующий фестиваль "Cine Fantom" будет проведен через два года в Ленинграде. Его директором выступит Сергей Добротворский - один из участников "параллельного" движения (группа "Че-паев"), автор блистательных манифестов отечественного киноподполья, в которых внушительная академическая база подведена под абсолютно завиральный и в то же время исторически точный концепт, вмещающий и истоки, и причины, и эстетику, и предвидение дальнейшей, не слишком долгой и не очень счастливой судьбы последнего советского киноавангарда. Следующие два фестиваля будут проведены лишь в конце 1990-х гг. Глебом Алейниковым - младшим братом и преданным соратником Игоря Алейникова, который трагически погибнет в 1994 г. Однако эти фестивали будут событиями исключительно маргинальными - впрочем, как и все направление в целом к этому моменту. "Параллельное кино" прикажет долго жить вместе с той самой системой, параллелью которой оно себя осознает. Наступит такое время, когда в роли "независимых" вынужденно окажутся все, кто делал и собирается делать кино. В этом многолюдье классиков и вгиковских выпускников, авторов и мастеров жанра, профессионалов и халтурщиков-дилетантов, "параллельщики" больше не будут альтернативой никому - по той простой причине, что само понятие "альтернативы" станет решительно неактуальным.

АРКУС Л. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 4. СПб, 2002.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=23

Док. 625992
Перв. публик.: 14.05.02
Последн. ред.: 14.05.10
Число обращений: 0

  • Климов Элем Германович
  • Разлогов Кирилл Эмильевич
  • Сокуров Александр Николаевич
  • Соловьев Сергей Александрович
  • Алейников Глеб Олегович
  • Алейников Игорь Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``