В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Трактористы-постмодернисты Назад
Трактористы-постмодернисты
В 1992 году братья Алейниковы окончательно вышли из подполья, чтобы представить широкому зрителю свой первый полнометражный фильм "Трактористы-II". Впрочем, к тому моменту, в подполье уже ушел сам "широкий зритель", так что дебют Алейниковых в большом кино смотрели сплошные кинокритики. Кто-то из них пришел от "Трактористов-II" в восторг, а кто-то называл фильм "разочарованием года", но все сходились в одном: "ТРАКТОРИСТЫ-II" - эстетический продукт эпохи постмодернизма. "Постмодернизм" был в начале 90-х среди кинокритиков словом модным, хотя уже и не новым, поэтому воспользоваться этим определением, пока оно актуально, спешили все-все-все.

Что думали о постомодернизме сами братья Алейниковы можно узнать, прочитав статью Глеба, фрагмент из которой мы приводим ниже.


"Здорово, парни!"
"Здорово, парни!"


МАНЬЕРИЗМ - КЛАУСТРОФОБИЯ.


ПОСТМОДЕРНИЗМ - ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ.

Глеб Алейников
фрагмент статьи

Ситуация, способствующая появлению "маньеризма" и "постмодернизма", одна - конец "классики" и "модерна", конец дроблений на знаки, конец расширений границ. "Маньеризм" видит за всем этим и конец кино. "Нового" ничего не сделаешь, лишь можно производить иллюзию "нового". "Маньеризм" болен клаустрофобией.


"Здравствуй, милая моя, я тебя дождалася!"
"Здравствуй, милая моя, я тебя дождалася!"

Одной из причин клаустрофобии является миф о "новом", порожденный "горячей" культурой, недаром некоторые ее представители перекинулись к культуре "холодной", определив в ней миф о вечности. Но мифы изнашиваются.

У. Эко писал, что своим романом он пожелал развлечь себя и читателей. Эко абсолютно прав в том, что наступило время развлекаться. До этого понятие "развлечение" было задвинуто в дальний угол. То был вынужденный шаг, связанный с поиском языка.

"Постмодернизм", в моем понимании, сбрасывает категорию "новый-неновый" со шкалы значимости вниз. И ситуация изменяется на обратный от "пессимистичного" знак. Теперь можно говорить, что время кино только начинается, до этого все кинорежиссеры занимались лишь разработкой языка, ощущая себя свободными, на самом деле же, находясь во власти категории "новый-неновый". Теперь, когда наступила свобода, многие решили, что наступила смерть. Но незачем причитать: "Увы, они правы...", нужно радоваться: "Слава богу, они правы!"

Смерть наступила. Но необходимо осознать, что, наступив, смерть прошла. Ее больше нет. Наступила жизнь после смерти, отнюдь не "пир во время чумы". Если для "маньеризма" смерть маячит впереди, то для "постмодернизма" - позади. Наступило время полной свободы от всего, в том числе и от самой свободы.


"Да, разве ж так пляшут!"
"Да, разве ж так пляшут!"

"Постмодернист" понимает, что в искусстве особо важно не что делать, а как. Именно тончайшее чувство, эмоция, вдохновенное отношение к собственному творчеству (а разве возможно вдохновение при пессимизме?) решают все, поскольку основной критерий оценки - это "нравится - не нравится", который к тому же довольно неопределен, поскольку нравиться может все, а не нравиться тоже все.

Так что, если тебе не нравится, не мучайся в припадке клаустрофобии, открытая дверь всегда найдется, чтобы выйти из зала.

По материалам ж-ла "CINE FANTOM" N11, 1988

http://cinefantomclub.ru/?p=532

Док. 625994
Перв. публик.: 14.05.88
Последн. ред.: 14.05.10
Число обращений: 0

  • Алейников Глеб Олегович
  • Алейников Игорь Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``