В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Писатель и самоубийство` - захватывающее, временами леденящее душу повествование Назад
`Писатель и самоубийство` - захватывающее, временами леденящее душу повествование
"Писатель и самоубийство" - захватывающее, временами леденящее душу повествование о том, как писатели, философы, поэты всех времен и народов - от античности до наших дней, от Японии до Латинской Америки, от Сократа до Жиля Делеза - вскрывают себе вены, травятся, вешаются, стреляются, топятся и проч. в силу различных, подчас непостижимых причин. Мы читаем об отношении к суициду мировых религий, взвешиваем метафизические аргументы "за" и "против", узнаем о современных психологических и философских теориях и даже о национальных особенностях (самый высокий уровень самоубийств по необъяснимым причинам характерен для угро-финских народов - от Венгрии до Удмуртии). Самоубийства всех мастей: альтруистические, жертвенные, эгоистические, массовые, религиозные... воистину, убивают себя все - независимо от возраста, пола, рода занятий, уровня образования, эпохи и социального статуса. Тем не менее, общая тенденция, фиксируемая книгами по суицидологии (начиная с Эмиля Дюркгейма), достаточно очевидна: число самоубийств неизбежно растет с развитием цивилизации, урбанизации и атомизации общества. Чем раскрепощеннее человек, чем выше уровень жизни, чем более независимо его сознание и чем больше у него свободного времени - тем чаще он убивает себя. Интеллектуалы уничтожают себя в десять раз чаще, чем малообразованные люди, а женщины, в свою очередь, в три-четыре раза реже, чем мужчины. Наконец, завершает книгу "Энциклопедия литературицида" - около 350 коротких биографий литераторов, трагически закончивших свою жизнь. Скептик и агностик, автор стремится быть объективным и потому подробно разбирает аргументы как противников суицида (Платон, Артур Шопенгауэр, Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Альбер Камю), так и тех, кто допускал его возможность (Сократ, Эпикур, Мишель Монтень, Джон Донн, Дэвид Юм, Фридрих Ницше). Однако его симпатии явно на стороне последних. Перед нами попытка если не оправдания самоубийства, то, по крайней мере, оправдания потенциального права личности на добровольную смерть. Лучше всего это выражено в тексте Мориса Бланшо (отчасти повторяющего аргументы Юма), цитируемом в книге: "Без способности к самоубийству человечество потеряло бы какое-то равновесие, перестало бы быть возможным... Мы не убиваем себя, но можем себя убить... Это чудодейственное средство. Не будь под рукой этого кислородного баллона, мы бы задыхались, не могли бы жить. Когда смерть рядом, безотказно послушная, то становится возможной и жизнь, ибо именно смерть дает нам воздух, простор, радостную легкость движения - она и есть возможность".

КУЗНЕЦОВ П. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 7. СПб, 2004.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=20

Док. 626005
Перв. публик.: 14.05.04
Последн. ред.: 14.05.10
Число обращений: 0

  • Акунин Борис (Чхартишвили Григорий Шалвович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``