В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В Москве открывается первый конкурс студенческих фильмов `Святая Анна` Назад
В Москве открывается первый конкурс студенческих фильмов `Святая Анна`
Первый конкурс студенческих фильмов проходит в Доме кино. В отличие от появившегося ранее международного фестиваля "Дебют", большинство участников которого уже не были новичками в профессии, картины, представленные в конкурс "Святой Анны", являются дебютами в полном смысле слова - здесь показывают исключительно учебные, курсовые и дипломные работы.

С конца 1980-х гг., когда по финансовым причинам прервал работу фестиваль студенческих фильмов во ВГИКе, дебютанты были практически лишены какой-либо аудитории. В условиях нового малокартинья и полного отсутствия внимания к своему творчеству, будущие режиссеры, сценаристы, операторы оказывались в глухой изоляции, в полной мере ощущая свою абсолютную невостребованность. Переломить ситуацию решился Борис Айрапетян, режиссер и продюсер, обладатель "Эмми" (за фильм Мост) и премии Чикагской киноассоциации (за фильм Там, где небо лежит на земле). Айрапетян попытался перенести западные традиции поддержки молодых на российскую почву. Созданная им в 1993 г. студия "Эй-Би-Эй" учреждает и на собственные средства проводит конкурс студенческих фильмов, по форме и содержанию резко отличающийся от своих предшественников. В ноябре 1993 г. начинается отсмотр представленных работ. Претендентов, к удивлению даже самих организаторов, оказывается много. В результате к конкурсу допускается около 50 картин. Принципиальное отсутствие официального открытия и прочей торжественной фанаберии настраивает на рабочий лад и делает конкурс предельно демократичным. Премии, вопреки обыкновению, вручаются в фойе, а не на сцене. В отсутствие амбициозных спонсоров и излишнего внимания СМИ, при наличии высокопрофессионального жюри (в разные годы его будут возглавлять Григорий Чухрай, Марлен Хуциев, Петр Тодоровский, Владимир Мотыль, Андрей Кончаловский) конкурс позволяет сосредоточиться на главном - пристально и беспристрастно вглядеться в творчество нового поколения отечественных кинематографистов, вступающих в профессиональную жизнь на исходе первого века кино. Именно этим будет обусловлен постоянный интерес к программам "Святой Анны" фестивалей в Сан-Себастьяне, Монреале, Торонто и Канне.

С самого начала "Святая Анна" собирает представителей большинства бывших республик СССР - России, Беларуси, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии. Несомненной заслугой "Святой Анны" станет открытие новых имен. Уже на первом конкурсе среди таковых появятся Геннадий Каюмов и Тимур Бекмамбетов (первая премия за Пешаварский вальс), Наталия Пьянкова (премия за режиссуру, фильм С Новым годом, Москва!), Артур Аристакисян (спецприз студии "Эй-Би-Эй" "За верность профессиональному долгу, самоотверженность и высокий уровень мастерства в воплощении идеалов добра и гуманизма", фильм Ладони). В дальнейшем среди лауреатов "Святой Анны" окажутся: Алексей Харитиди (первая премия за аним. фильм Гагарин, 1995), Сергей Дворцевой (вторая премия за неигр. фильм Счастье, 1995), Андрей Золотухин (вторая премия за аним. фильм Бабушка, 1997), Валентин Ольшванг (вторая премия за аним. фильм Розовая кукла, 1997), Александр Котт (третья премия за фильм Фотограф, 1998; Спец. приз СК России "За следование гуманистическим традициям в отечественном кинематографе" за фильм Пугало, 2000), Алексей Герман-мл. (диплом за фильм Дурачки, 2001), Владислав Байрамгулов (первая премия за аним. фильм Аркадия, 2002).

Анна СМЕРТИНА



Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. VI. СПб, Сеанс, 2004

Док. 626015
Перв. публик.: 19.03.94
Последн. ред.: 14.05.10
Число обращений: 0

  • Кончаловский Андрей Сергеевич (Михалков-Кончаловский Андрон)
  • Мотыль Владимир Яковлевич
  • Тодоровский Петр Ефимович
  • Хуциев Марлен Мартынович
  • Чухрай Григорий Наумович
  • Айрапетян Борис Александрович
  • Аристакисян Артур

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``