В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Директором Всесоюзного НИИ теории, истории кино избран Алесь Адамович Назад
Директором Всесоюзного НИИ теории, истории кино избран Алесь Адамович
Научно-исследовательский институт теории, истории кино (впоследствии - Всероссийский научно-исследовательский институт киноискусства) был создан приказом министра кинематографии Филиппа Ермаша от 18 декабря 1973 г. Его возглавил Владимир Баскаков, до того первый зампред Госкино СССР - и с тех пор институт, будучи любимым детищем пониженного в должности номенклатурного функционера, получил неофициальное имя "баскаковский". Баскаков, в 1930-е гг. занимавшийся вместе с Юрием Лотманом в семинаре Владимира Проппа, а в 1940-е гг. прошедший войну, был незаурядным человеком, и его институт, создававшийся как "головная организация в кинематографической сфере", т. е. идеологическое учреждение, стал, тем не менее, надежным прибежищем для киноведческой науки. "Круглые столы" "Экран и идеологическая борьба" или "Социалистический реализм и современный кинопроцесс" и научные труды элиты советского киноведения, гигантская "самиздатовская" библиотека переводов западных теоретических штудий под маркой "критического изучения чуждых концепций", деятельность библиографов и фильмографов - все это уживалось под крышей "охраняемого государством" особняка Зимина в Дегтярном переулке. Отсюда даже в самые мракобесные времена не был уволен ни один инакомыслящий.

Несмотря на то, что после Пятого съезда Баскаков в течение года продолжал занимать директорское кресло, его уход был предрешен: перестройка выносила вотум недоверия всем "знаковым фигурам" режима, к которым директор ВНИИКа, безусловно, принадлежал. Общее институтское собрание проходило по сценарию революционного съезда, с той лишь разницей, что особую непримиримость к начальству проявили его бывшие любимцы и фавориты. Собрание утвердило одно из самых радикальных положений - о выборности руководства научными сотрудниками.

В Госкино на неформальных встречах с руководством СК обсуждались кандидатуры Валентина Толстых и Юрия Богомолова. Но к моменту выборов среди претендентов на директорское кресло оказались Артемий Дубровин, Кирилл Разлогов и Алесь Адамович. Каждый из них представил своей проект развития института. Дубровин видел ВНИИК расширенным отделом теории, которым сам руководил. Разлогов предложил план глобального преобразования института в центр по исследованию аудиовизуальной культуры. Однако в результате тайного голосования подавляющее количество голосов набрал Адамович, который конкретного плана не предложил, однако обещал сделать институт оплотом демократии и при этом "никого не сбрасывать с лодки".

При поддержке Адамовича во ВНИИКе начнется пересмотр истории отечественного кино, который приведет к глубоким исследованиям дореволюционного, сталинского и "оттепельного" кинематографа. В результате архивных изысканий будет введен в научный обиход целый корпус документов Госкино и ЦК КПСС, проливающих свет на административно-цензурный механизм советского фильмопроизводства, и появится серия книг под общим названием "Полка", а также фундаментальное исследование Валерия Фомина "Кино и власть". Эти радикальные публикации вызовут, или, вернее сказать, выявят в ученой среде идеологический раскол по отношению к советской кинематографической системе. Институт фактически разобьется на два лагеря, что сделает невозможным общую научную стратегию. При Адамовиче также начнется выход "Киноведческих записок" по инициативе и под редакцией Александра Трошина, которые станут вместилищем отечественной и зарубежной теоретической киномысли. Тем не менее, судьбу ВНИИК под руководством Адамовича нельзя будет назвать вполне счастливой. Выбирая Адамовича, чьи профессиональные интересы никогда не имели прямого касательства к теории и истории кино, ВНИИК, по сути, голосует за политический клуб и подписывает собственный приговор, который впоследствии усугубят экономические обстоятельства, общие для всех заведений подобного рода. Институт стремительно захиреет и состарится, закроется Сектор теории кино и расширятся владения субарендаторов. ВНИИК превратится в тихую заводь, где жизнь будет теплиться в двух комнатах: там, где проводит архивные исследования группа Фомина, и там, где расположится редакция возглавляемых Трошиным "Киноведческих записок".

МАТИЗЕН Виктор, ЦЫРКУН Нина. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=14

Док. 626057
Перв. публик.: 17.05.87
Последн. ред.: 17.05.10
Число обращений: 0

  • Адамович Александр Михайлович (Алесь Адамович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``