В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Трофименков Михаил. Новейшая история отечественного кино Назад
Трофименков Михаил. Новейшая история отечественного кино
Игорю Агееву интересен современный быт на грани "нормы" и нарушения ее правовых, морально-этических, сексуальных и т. д. конвенций. Жанровые ходы используются им не столько для завлекательности сюжета, сколько для разработки неразрешимого противоречия между общим и частным. Его герой (всегда индивидуалист) терпит поражение в конфликте с "хорошими" или "плохими", но в любом случае устоявшимися структурами общества (школьный класс, организованная преступность). Любовный треугольник между учительницей, трудным подростком и юной спортсменкой-карьеристкой; импровизированный концлагерь для бомжей; "честное" жульничество грабителя награбленного - полноценные и вовремя сформулированные сценарные идеи. Но наиболее громкие постановки по сценариям И. А. такой адекватностью идеи и ее оформления не отличаются: их составляющие словно раскоординированы во времени и пространстве, им не хватает выверенных жанровых (или авторских) акцентов. "Неспортивная история", написанная в традициях школьной драмы с поправками на либеральные вольности времени, сильно проиграла в своем экранном воплощении - затянутой, зависшей между "синема-веритэ" и "поэтической" условностью Куколке, - в которой к тому же весьма некстати доминировала истерическая интонация. В Гении простодушная love story не слишком уживалась с авантюрными похождениями современного Робин Гуда. Очевидно, наибольший успех сценариста И. А. - холодный и жестокий Камышовый рай, один из редких примеров беспристрастного социального реализма. Но - и единственный фильм И. А., где экзистенциальная составляющая не утонула в мелочах быта или орнаментальных фантазиях.

Сценарии И. А. могли бы послужить качественной основой для социального жанрового кино. К сожалению, именно это направление, составляющее мейнстрим любой кинематографии, было почти проигнорировано отечественной режиссурой. Жанр распадался вместе с социумом - выигрывал тот, у кого не было амбиций складывать достоверные сюжеты из стремительно меняющихся примет реальности. Способность и склонность И. А. размещать безусловных современных героев в условных жанровых конструкциях с начала девяностых почти не была востребована.

ТРОФИМЕНКОВ Михаил. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=11

Док. 626070
Перв. публик.: 17.05.01
Последн. ред.: 17.05.10
Число обращений: 0

  • Агеев Игорь Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``