В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В 1980 году весь Тбилиси заговорил о Перелете воробьев Назад
В 1980 году весь Тбилиси заговорил о Перелете воробьев
В 1980 году весь Тбилиси заговорил о Перелете воробьев - дипломном фильме Теймураза Баблуани, выпускника Театрального института им. Руставели. Картина шокировала жесткостью формы и авторской интонацией, свободной от лирики, свойственной грузинскому кино семидесятых. Герой фильма в купе грязного советского общего вагона встречается с деревенским маляром, выдающим себя за оперного певца, разоблачает мистификатора и зверски его избивает. С одной стороны, Т. Б. в Перелете воробьев оставался верным традициям грузинского кино и природному человеку, который здесь, несмотря на дикий вид, нежно заботится о воробье, холит его. С другой стороны, автор, подобно своему герою-правдолюбцу, обнаруживал лживость романтики и поэтического энтузиазма. Демифологизировав грузинский романтизм, превратившийся в грузинское лицемерие, Т. Б. одним из первых предсказал приближение новых событий, наступление взрыва. Образ оглушительного взрыва Истории явлен в первой полнометражной картине режиссера Брат, где в бешеной скачке на разгоряченных конях, в нервном монтаже, в обрывочных диалогах - во всем чувствуется сбивчивое дыхание времени. Выбор в герои инфантильного деревенского дурачка, о коем в фильме отзываются не иначе, как об уроде и ублюдке, можно расценить как попытку Т. Б. развенчать главного героя грузинского кино семидесятых - чудака, донкихота, который в конце восьмидесятых сойдет с экрана в жизнь, станет национальным героем - грузинским диссидентом, не способным идти на компромисс и разоблачающим врагов и заговорщиков.

В начале 1991 года на встрече новых функционеров грузинской культуры с режиссерами Тбилисской киностудии (те отчаянно пытались спасти директора "Грузии-фильма" Резо Чхеидзе от обвинений со стороны национального правительства) Т. Б. вспомнил завещание своего отца: "Никогда не вмешивайся в политику и ничего не кради". К этому времени он уже заканчивал картину Солнце неспящих, которую посвятил памяти отца - быть может, последний фильм грузинского соцреализма, где автор похоронил романтического героя, презиравшего политику, не способного быть политиком, но мечтавшего о человеческом счастье, равенстве, бессмертии, мире. Солнце неспящих вышло на экраны как раз в то время, когда началась война в Абхазии. Т. Б. воевал - говорят, что воевал классно. Говорят, что дерется он классно. Т. Б. действительно напоминает героя своего первого фильма: одна рука бьет, другая - нежно держит воробья. В Солнце неспящих утопист-отец и гангстер-сын становятся сообщниками. Отец жертвует собой, а сын в финале все же отказывается от мести - словно превращается в немощного воробья, который, в отличие от больших птиц, не способен совершать перелеты.

ГВАХАРИЯ Георгий. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=69

Док. 626116
Перв. публик.: 17.05.00
Последн. ред.: 17.05.10
Число обращений: 0

  • Баблуани Теймураз Гелаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``