Гарри Бардин получает премию "Ника" за лучший анимационный фильм года - "Чучу". В этой новогодней сказке сюжет путешествия в детство сплетен с ностальгией по юности под джаз Гленна Миллера. "Чуча" будет иметь успех, к которому Бардин привычен, а также - продолжение, что в анимации случается не часто
Чуча - печальная новогодняя сказка, ностальгия Гарри Бардина по узкобрючной юности, его фантазия на джазовые темы Гленна Миллера, музыкальная партитура, записанная знаками кукольной пластической грамоты. Фильм, словно сентиментальный курьерский скорый, в первых же кадрах отправляется в прошлое под далекий гудок паровоза, подхваченный эхом: "Чу-ча!" Это история одиночества ребенка, кучно окруженного взрослыми. Одиночество в новогоднюю ночь - особенно обидная штука, и Бардин допущенную несправедливость исправляет вручную: нахлобучивает на пухлую подушку колпак, водружает подушке на "нос" старые очки - и так превращает ветхий утиль в уютную и притом бесшабашную няню. У няни диковинное имя Чуча, а ужимками и мимикой она - копия Эллы Фицджералд, правда, отдаленная. Няня дарит ребенку чудесный праздник, няня устраивает ему собственный новогодний бал, няня и родителей его превращает в детей.
Кажется, что и сам Бардин, и те, кто вместе с ним делал Чучу, до сих пор из "детской" ни ногой. Живут там, играют в куклы, конструируют макет с истовой детской серьезностью. Зажигают огоньки в маленьких домах, утопающих в ослепительном снегу. Заставляют машинки к этим домам съезжаться. Учат кудрявого пуделя угождать хозяйке. Располагая неповоротливой технологией рукодельной кукольной анимации, Бардин, однако, умеет создать атмосферу волшебства новогодней ночи, примороженного к экранному стеклу. Макет безупречен, куклы ему под стать: их создатель, один из лучших в своем профессиональном роде, ищет и находит кукольную индивидуальность не в фотографическом подобии и не в карикатуре, ловко проскальзывая между скучной сциллой и остроугольной харибдой.
Чуча застывает в памяти зимним узором, в сердцевине которого авторы дыханием и руками наворожили окошко. Заглядывая в него, видишь предновогодние чудеса. Когда нет запретов и приличествующих возрасту самоограничений, можно вообразить собственное выступление на арене цирка, виртуозные па на катке, роскошные подарки, спрятанные няней Чучей в огромные полосатые носки, и даже заботу вечно занятых родителей. А за экраном-стеклом прямо на землю падают совсем не игрушечные звезды, и вместе со звездами под засыпающую музыку Миллера кружится пудель, и снег сверкает нестерпимо.
МАЛЮКОВА Лариса. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. VII. СПб, Сеанс, 2004
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=76
Док. 626150 Перв. публик.: 18.05.99 Последн. ред.: 18.05.10 Число обращений: 0
Бардин Гарри Яковлевич
|