В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мотивы вечные - катастрофизм современный Назад
Мотивы вечные - катастрофизм современный
Апофеозом тотального кинематографизма стала "Свобода" Шарунаса Бартаса, сугубо "фестивальный" проект. Бартас показывает, что кино начинается не тогда, когда сочинен сюжет, диалоги, герои, а тогда, когда камера включается и начинает внимательно "смотреть" на окружающий мир. Режиссер ничего не собирается рассказывать о жизни маргиналов, рискнувших ввязаться в незаконное предприятие и очутившихся на пустынном берегу после обстрела береговой полиции. Зрителю показана хроника самочувствия героев после провала их попытки встроиться хоть в какой-то человеческий мир.

Контраст пронзительной красоты морских пейзажей и мрачной апатии беззащитных отщепенцев рождает дополнительный конфликт. Природный мир прекрасен - белые дюны, крошечный зеленый варанчик, с опаской наблюдающий за людьми, стая белых птиц, вышагивающих на длинных ногах, глубокая синева моря и пушистая белая пена, в которую героиня садится, как в молоко. Но вся эта красота не нужна людям, которым негде и не на что жить. Бродяга с заостренными кверху ушами, грязной щетиной и жестким взглядом, смотрит перед собой - и ненавидит это чудесное море, и презирает эту волшебную пену, и не желает ничего знать о спокойном голубом небе. Девушка в лохмотьях лежит на песке - слой песка прилип к ее ладони, песчинки въелись в ее волосы, в щеки. Из глаз, по песку на лице, стекают слезы. Кругом - простор сухого песка. На лице героини - песок мокрый. Кажется, природа готова принять всех в свои объятия. Но люди уже не хотят такой любви со стороны природы - они не умеют быть просто живыми существами. Они хотят быть людьми и жить среди людей. Быть людьми в одиночестве они не способны. Доводя до крайней степени эстетизм, Шарунас Бартас развенчивает миф цивилизации о спасительном возвращении человека в лоно природы. Избегая социальной конкретики, он снимает остросоциальную трагедию Посторонних. Едва насчитывающий несколько невнятных слов, фильм "Свобода" звучит как истошный крик о невозможности существования.

САЛЬНИКОВА Е. Мотивы вечные - катастрофизм современный // Независимая газета. 2001. 1 июня.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=77

Док. 626156
Перв. публик.: 18.05.01
Последн. ред.: 18.05.10
Число обращений: 0

  • Бартас Шарунас

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``