Дмитрий Савельев: Новейшая история отечественного киноНазад
Дмитрий Савельев: Новейшая история отечественного кино
В сознании людей кино, для которых "Экран и сцена" не звук пустой, имя Наталии Басиной связано короткой смычкой дефиса с именем Елены Уваровой. Связано еще с времен сотрудничества в "Союзинформкино", где соредакторы-соавторы-подруги в четыре руки работали над "Спутником кинозрителя" и "Экраном - детям". Их обязательства перед родной газетой - общие, хотя Н. Б. возглавляет отдел кино, который позволяет себе такую роскошь как неоднократное портретирование одного фильма. Это если Н. Б. сочтет, что снимки объекта, сделанные с разных точек и с помощью различной критической оптики, помогут точнее определить его, объекта, место в кинематографическом поле.
Ее годами выработанная привычка семь раз отмерить (обдумать), прежде чем отрезать (написать), имеет обидное для кинопроцесса следствие: публикации Н. Б., особенно в сравнении с интенсивным производством текстов иными ее коллегами, редки. Привечая у себя в отделе кино авторов хороших и разных, она сама обращается к прямой речи - сочиняет критический текст - лишь тогда, когда предмет имеет для нее безусловную личную значимость. Как это было, скажем, с абдрашитовским Временем танцора: статья Н. Б. стала одним из самых серьезных высказываний об этом фильме и аргументом в пользу кинокритики основательной, неангажированной, в своем несомненном стилистическом изяществе - несуетливой, неброской, чуждой словесному трюкачеству.
Дмитрий Савельев
Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001