Первое, что поражает в Баталове, - это обманчивая мягкость голоса, чьи обворожительно-отеческие, чуть насмешливые даже в грусти интонации слух улавливает и отыскивает среди прочих голосов моментально, - так легкие ждут глотка свежего воздуха, чтобы надышаться или, как минимум, чтобы убедиться в том, что этот воздух кто-то называет его экологически чистым, кто-то - естественно-природным, существует. Обманчивая, потому что в этой мягкости есть скрытая неприступность истинного аристократизма, для которого слова о культуре и о духовности не тема диссертации, а единственно надежная личная крепость. Существование Баталова - редчайший, отчаянный пример сохранения экологии духа в различные неэкологические времена. Не надо забывать, кто играл обаятельного бедолагу Сашу Румянцева во времена чуть наметившейся оттепели - его играл Алексей Баталов, которого сталинский режим сделал сиротой. [...]
Баталова в "Деле Румянцева", в "Девяти днях..." выдвинула на свет, кажется, сама русская история, ждавшая хоть какого-то разрешения чудовищного конфликта человека с беззаконием. Выдвинула, чтобы показать всем его простое, обаятельное и уже в юношестве мудрое лицо человека, которому нельзя не доверять. Русской литературной традиции, к которой Баталов имеет прямое отношение, надо было как-то оправдаться после чудовищной лжи, преследовавшей наше искусство, и герои Баталова и были вот такими людьми правды, 70-80-е годы, когда Баталов чуть ушел на задний план, только усилили ощущение редкоземельности этого таланта. Баталов предельно понятен в своей человечности, в своем незамусоленном благородстве, его талант генетически обусловлен не сидением в Ленинке, а вечерами, проведенными с Ахматовой, чей образ моментально вставал перед уже народным артистом СССР, когда лукавая власть то и дело демонстрировала свои соблазны.
Общение с Баталовым - это на самом деле чисто эгоистическое чувство: на какое-то время самому понятию о человеке возвращается какая-то особая, редкая, невероятно высокая цена. В дни обвала человека и морали это куда как важно. Потому Баталова - и в "Деле Румянцева", и "Девяти днях...", и "Журавлях", и "Трех толстяках", и в "Москва слезам не верит" - хочется еще и еще. И дай Бог ему еще и еще - играть, ставить, думать, любить говорить, жить. [...]
ШЕПОТИННИК П. Его главная роль - Баталов // ЛГ. 1998. 18 нояб.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=83
Док. 626189 Перв. публик.: 18.05.98 Последн. ред.: 18.05.10 Число обращений: 0
Баталов Алексей Владимирович
|