В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В кинематографе голос Зиновия Гердта прозвучал задолго до того, как зрители смогли увидеть.... Назад
В кинематографе голос Зиновия Гердта прозвучал задолго до того, как зрители смогли увидеть....
В кинематографе голос Зиновия Гердта прозвучал задолго до того, как зрители смогли увидеть на экране человека, которому этот голос принадлежал. И случилось необычайное для кинематографа, всегда считавшегося искусством в первую очередь зрелищным. Популярным стал голос артиста. Шли годы, Зиновий Ефимович не появлялся на экране, а популярность его голоса росла. На какие ожидания он ответил, и почему режиссеры так часто стали приглашать именно этого артиста, чтобы он "оживил" закадровым рассказом, скажем, не совсем удавшиеся фильмы? И ведь такие фильмы действительно "оживали", если за кадром звучал голос 3. Гердта!

Под словом "голос" я в данном случае подразумеваю нечто большее, чем его тембр, сила и так далее. Дело в том, что голосу Гердта массовый зритель стал приписывать определенного рода актерскую индивидуальность, мало того, произошло нечто совсем уникальное - его голос приписывался определенной человеческой личности. [...]

Зиновию Ефимовичу с самого начала актерской работы враждебен довольно распространенный принцип - давай попроще, чтобы до всех дошло. И зритель с радостью воспринял интеллектуальность его лирического героя, противостоящую распространенному прежде простецкому обаянию рубахи-парня. [...]

[...] Учился он в школе ФЗУ Московского электрозавода имени Куйбышева, чтобы впоследствии стать слесарем-лекальщиком. Но при заводском клубе был ТРАМ (Театр рабочей молодежи)... [...] начав играть в нем, Зиновий Ефимович решительно и навсегда выбрал для себя путь на сцену. [...]

Мечтая стать профессиональным артистом, Гердт остался верен ТРАМу, где ставили пьесы Арбузова - "Мечталия" и "Дальняя дорога". Сыграл Бартоло в "Женитьбе Фигаро". Все это было, когда он уже работал электромонтажником на строительстве метрополитена. Увлеченный Плучеком и Арбузовым, он стал одним из основателей знаменитой в истории театра арбузовской студии, которая воспитала немало выдающихся деятелей театрального искусства. [...]

В дни войны студия стала фронтовым театром. Гердт ушел добровольцем на фронт. Он никогда, ни в одном интервью, не забывает вспомнить имена студийцев, поступивших так же: Всеволода Багрицкого, Марины Марининой, Коли Потемкина, Жени Долгополова, Кирилла Арбузова (все пятеро не вернулись с войны), Исая Кузнецова, Максима Грекова...

Старший лейтенант саперной роты Зиновий Гердт не вспоминал, что он артист. И никому не говорил об этом, и в самодеятельности не участвовал - не хотел никаких поблажек.

В 1943 году Зиновий Ефимович был тяжело ранен.

Всю жизнь Гердт не давал себе спуску, избегал поблажек и уже заслуженных привилегий ради того, чтобы нести радость людям. В арбузовской студии двигался как молодой Плучек, постигший все премудрости биомеханики мейерхольдовской школы. Студийцы даже поддразнивали за это Гердта. Но как пригодилась артисту та самая биомеханика, когда пришлось ему вырабатывать походку с несгибающейся после ранения ногой!

Но вот залечена нога, будущий популярный артист кинематографа работает за ширмой Кукольного театра. И странное дело, кукла, которую водит Гердт, как будто тоже усвоила законы биомеханики. Она чем-то напоминает самого артиста. [...]

А что же происходит с голосом Гердта, когда он в кино озвучивает персонажей, которых на экране изображают другие артисты? Ведь, просуществовав в кинематографе некоторое время в качестве "рассказчика", в качестве "голоса за кадром", Зиновий Ефимович помог заговорить по-русски огромному количеству замечательных иностранных кинозвезд.

В превосходном итальянском фильме "Полицейские и воры" Гердт играет голосовую партию выдающегося печального комика - Тото. Роль потребовала от Гердта воспроизведения чисто итальянского юмора на русском языке. Это звучит парадоксально, тем более, что речь идет не о словесном, а об актерском "перевоплощении". Но не сделай этого Гердт в самом начале своего творчества, в кинематографе не было бы уникального явления, которое мы обозначаем именем этого артиста.

"Полицейские и воры" - шедевр, одна из высших точек в этой работе Зиновия Ефимовича. [...]

Режиссер Ролан Быков [...] привлек Зиновия Ефимовича к участию в своей первой картине "Семь нянек". Мне кажется, не случайно, что именно Быков сумел пересмотреть репутацию Гердта как артиста "некиногеничного".

Дебют в эпизодической роли прошел удачно, и за ним последовали другие приглашения "на эпизоды". Каждый отличался тонкостью юмора, филигранностью актерского мастерства. Еще бы! Перед камерой работал мастер, прочувствовавший поведение на съемочной площадке многих замечательных артистов.

Но несколько блестяще сыгранных эпизодов еще не сделали из Гердта популярного киноартиста. Нужны были большие, серьезные роли, чтобы изменить творческую судьбу актера. [...]

И эти роли последовали одна за другой. В 1968 году зрители увидели артиста в двух больших работах - у режиссера П. Тодоровского в "Фокуснике" и у М. Швейцера в "Золотом теленке". Герой фильма "Фокусник", чистый и честный человек, житейски непрактичный, скромный, очень привлекательный, был полной противоположностью мелкого мошенника Паниковского - человека без паспорта и без чести. В знаменитом романе Ильфа и Петрова смешной жулик Паниковский вызывает брезгливость и снисходительную жалость. В фильме он тоже смешон и жалок. Пробуждать "сострадание - цель многих актерских созданий Гердта, его задача и тема.

[...] Те качества "закадрового голоса", которые зритель приписывал воображаемому артисту, совпали с реальным, появившимся на экране. Совпало прежде всего по-гердтовски выраженное отношение артиста к изображаемому персонажу. Это отношение было таким, какое зритель прежде принимал в "закадровом голосе" и с которым радостно согласился на этот раз. [...]

К сожалению, кинопопулярность пришла к 3. Гердту довольно поздно, но, к счастью, его творческая индивидуальность не укладывается в понятие киноартист.

Вместе с Кукольным театром Гердт объездил почти весь мир. И в каждой стране в спектакле "Необыкновенный концерт" он в роли конферансье разговаривал со зрителями на языке того народа, которым был заполнен зрительный зал. [...]

На традиционный вопрос корреспондентов разных журналов и газет о творческих планах Гердт отвечает: "Больше всего я хочу читать стихи людям", - после этой фразы кинематограф отходит как бы на второй план. [...]

Он читает стихи Д. Самойлова, Б. Пастернака, Б. Окуджавы... Как это не похоже на актерское чтение! На творческих вечерах Гердт рассказывает о встречах с Твардовским. Как это не похоже на мемуары! Мгновенные актерские зарисовки из копилки наблюдений... [...]

В сущности, человек, умеющий, как Гердт, разговаривать со зрительным залом, поднимается до самых больших высот, которые раньше были доступны только писателям. Человек на такой высоте называется властителем дум. И тут уже не только актерские или литературныеталанты держат тебя на взятой высоте, но и твоя гражданская позиция.[...]

[...] Всесоюзная популярность пришла к нему поздно, но навсегда...[...]

ЛЬВОВСКИЙ М. Зиновий Гердт. М., 1982
01.04.2000
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=191

Док. 626198
Перв. публик.: 01.04.00
Последн. ред.: 18.05.10
Число обращений: 0

  • Гердт Зиновий Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``