В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кинематографическое воспитание Назад
Кинематографическое воспитание
Строжайшая дисциплина была основой воспитания фэксовских людей. История ФЭКСа не знает прогулов или отказа от чего бы то ни было, положенного регламентом, включая сюда и содержание в чистоте дома и ковра - единственной мебели, оставшейся нам в наследство от купца Елисеева.

Еще одно примечательное обстоятельство. Мы не любили театра. Вся театральная деятельность ФЭКСа, предшествовавшая кинематографической, была беспрерывной пальбой по театральным традициям академического толка, так что и в кинематографический период мы сохранили неприязненное и непочтительное отношение к академическим театрам. И только значительно позже, знакомясь с московскими театрами, мы молчаливо простили театр, признали и полюбили его.

Роли

Первая роль, сыгранная мною, была роль "человека вопроса" в "Чертовом колесе". В то время жестокого увлечения американской драмой мы - молодые актеры ФЭКСа - классифицировались главным образом по внешним признакам и делились на злодеев и положительных героев. Я ходил в злодеях и "человека вопроса" - романтического фокусника-бандита - постарался сделать в лучших традициях американского злодея. [...]

Когда, наконец, я посмотрел всю картину полностью, то был жестоко, непоправимо разочарован: некоторые места, особенно крупные планы, заставляли болезненно сжиматься. Я бесконечно дергал бровями, жестикуляция была назойлива, гримасы неправдоподобны. [...]

Следующая роль журналиста в "Новом Вавилоне" научила очень многому. [...]

Именно тогда к недовольству ролью примкнуло общее недовольство кинематографом. Внутренние, сперва неосознанные, обида и печаль. Получалось как-то так, что актер, собственно, не очень-то нужен был кинематографу. К этому времени кинематографический язык необычайно усложнился, главным образом в сторону сложных монтажных замыслов. Сценарий уподобился необычайно громоздкой партитуре, где каждый отдельный актер уподоблялся редко применяемому инструменту с правом где-то, на каком-то такте прозвучать в течение отведенных ему мгновений. Последующий монтаж мог уничтожить и эту скромную функцию, так что в общем работа катера в кино получалась занятием отнюдь не почетным. [...]

Играть было нечего, играть было неинтересно, я бы даже сказал, как-то стыдно для взрослого думающего человека.

"Одна"

Результатом перемены специальности у меня лично явилась картина "22 несчастья", поставленная мною совместно с Бартеневым. Картина получилась плохая. Поставив ее, я резко и внятно ощутил насущную необходимость научиться многим и многих неизвестным мне вещам, чтобы следующую картину сделать лучше. Такое мое желание совпало с предложением Козинцева и Трауберга пойти к ним ассистентом на картину "Одна". Я с радостью согласился. Это не было бегством из режиссуры обратно в актеры. Из двух предстоящих работ меня привлекла, главным образом, ассисентура, тем более, на одной из первых звуковых картин. О роли я сначала как-то и не думал. На деле же вышло так, что роль эта получилась наиболее интересной из всех, которые мне пришлось сыграть в моей кинематографической жизни.

Актер в звуковом кинематографе

Одновременно с утверждением звукового кинематографа вернулась потребность в актере. [...]

Звуковой кинематограф стал выбираться из затруднительного положения с актером наиболее простыми средствами, а именно, путем приглашения актеров театральных. [...]

Изумительное спокойствие воцарилась в режиссерских рядах именно в тот момент, когда стало особенно ясно, что кинематографических актеров мало, что они недостаточно вообще и в особенности совершенно неподготовлены к звуковому кинематографу. [...]

Кинематограф - искусство коллективное. Именно потому это очень сложное искусство. Для полного успеха в этом сложном искусстве (и деле) обязательно нужно, чтобы все участники - и главным образом актеры в равной с режиссером степени - были фанатически преданы, больше того - влюблены в свою картину.

ГЕРАСИМОВ С. О себе // Лицо советского киноактера. М., 1935.

01.09.2004
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1163

Док. 626218
Перв. публик.: 01.09.04
Последн. ред.: 18.05.10
Число обращений: 0

  • Герасимов Сергей Аполлинариевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``