В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Официально зарегистрирована Советско-британская творческая ассоциация, которая положит начало частному кинопрокату в СССР Назад
Официально зарегистрирована Советско-британская творческая ассоциация, которая положит начало частному кинопрокату в СССР
Создание Советско-британской творческой ассоциации, которая через несколько лет превратится в Творческое содружество "Ист-Вест" и под этим именем войдет в число самых крупных игроков на российском дистрибьюторском рынке, положит начало частному кинопрокату в Советском Союзе. В октябре 1990 г. она выпустит широким экраном Унесенных ветром Виктора Флеминга, покончив с монополией "Совэкспортфильма" на ввоз и публичную жизнь зарубежного кино в СССР.

Советско-британская творческая ассоциация своим рождением обязана успешно реализованному совместному проекту - сериалу Мы Юриса Подниекса. С советской стороны к проекту подключились Госкино СССР (первый заместитель председателя Армен Медведев), журнал "Огонек" (заместитель главного редактора Лев Гущин) и компания "Современная опера" при Союзе композиторов СССР (руководитель Алексей Рыбников). С британской стороны - независимый телеканал "Central Television", который ранее купил у "Совэкспортфильма" права на показ в Великобритании предыдущего фильма Подниекса Легко ли быть молодым? и затем решил инвестировать средства в его новую работу (часть денег на Мы дало Госкино), а также "SQP Ltd." - организатор многих благотворительных акций в режиме "диалога культур". Работа над этим фильмом побудила соавторов проекта сесть за стол переговоров, чтобы обсудить программу дальнейших совместных действий. Результатом того обсуждения и стало рождение Советско-британской творческой ассоциации с равными долями финансового участия двух стран[1].

Председателем правления избран Медведев (после его назначения заведующим отделом культуры и народного образования Совета Министров СССР этот пост займет Ричард Кризи из "Central Television"), генеральным директором - Евгений Бегинин (в это время он еще состоит на службе в "Совэкспортфильме" и потому до сентября 1990 г. будет осуществлять руководство на общественных началах).

У Бегинина - показательная карьера советского "зарубежника": МГУ, преподавательская деятельность в Афганистане, затем - в Индии, 17 лет службы в "Совэкспортфильме", где он, в частности, курировал страны Азии и Африки и откуда был направлен представителем в Индию. По возвращении его ждало кресло начальника отдела стран Западной Европы, а через два месяца - повышение до зампреда "Совэкспортфильма", ответственного за весь капиталистический мир. Однако назначение Бегинина в ноябре 1987 г. британским представителем СЭФа было уже опалой: бывший заместитель Олега Руднева отправился в Лондон по воле шефа вследствие их расхождения во взглядах на будущее вверенной им организации. Бегинин, впрочем, сумел извлечь из почетной ссылки максимальную пользу: приобрел немало полезных знакомств, которые сослужат добрую службу созданной Ассоциации, а позже - "Ист-Весту".

Ассоциация, официально зарегистрированная под номером 693, сразу заявит о себе как о многопрофильной мультимедийной структуре, сочетающей деятельность в кинематографической сфере с активностью на других культурных территориях. Так поначалу и будет. Но от театральных мастер-классов и туров (например, Марк Захаров и Олег Табаков в обмен на Брайана Кокса и студию "Riversides") довольно быстро придется отказаться за нерентабельностью и отсутствием спонсоров-энтузиастов. Та же судьба постигнет и книгоиздание: поначалу оно принесет ощутимые дивиденды, но впоследствии, когда рынок возвращенной и утаенной литературы - на нее будет сделана ставка - насытится, а цены на бумагу взлетят, придется выбирать между уходом из бизнеса и выходом на бульвар. Ассоциация выберет первое и сконцентрируется на кинематографе - его производстве и прокате.

Самостоятельным производством Ассоциация сразу заниматься не станет - предпочтет оказывать услуги иностранным кино- и телекомпаниям[2]. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. эта деятельность окажется достаточно прибыльной: в активе Ассоциации появятся документальные фильмы о перестройке, а также научно-популярные фильмы, игровые фильмы и сериалы[3].

Унесенные ветром, с которыми Ассоциация выйдет на рынок кинопроката, соберут 42 млн рублей, что по курсу черного рынка составит 7 млн долларов. Старт частного прокатного бизнеса в СССР выйдет эффектным - несмотря на полувековое опоздание, с каким доберется до нас великий голливудский фильм-миф.

У этой покупки - небезынтересная предыстория. Советское киноначальство много лет грезило приобретением Унесенных ветром, однако запрашиваемая "MGM" сумма (3 млн долларов) была чрезмерной: больше чем на 300 тыс СЭФ не соглашался. Новые политэкономические обстоятельства позволят Бегинину как главе Ассоциации заключить выгодный контракт с Майклом Маклсфилдом, вице-президентом "UIP"[4], с которым он тесно контактировал по линии СЭФа с 1983 г. Ассоциация внесет гарантийный аванс 200 тыс долларов и получит Унесенных ветром на реализацию с последующим распределением дохода в соотношении 70 % ("UIP") и 30 % (Ассоциация)[5]. Для американских партнеров цифры из отчета Ассоциации о кассовых сборах Унесенных ветром станут полной неожиданностью. Ранее "UIP" с неудовольствием продавала СЭФу фильмы в твердый счет за мизерные, на ее взгляд, деньги, полагая, что советский рынок способен приносить ей значительно большую прибыль. Теперь же суммы, которые соберет пятидесятилетний классический фильм, превысят их самые смелые финансовые предположения. Но развить успех не удастся: разгул пиратства перечеркнет надежды на быстрое становление частного проката в стране[6]. Вскоре после коммерческого триумфа Унесенных ветром, в мае 1991 г., президент ассоциации американских продюсеров - "MPA" ("The Motion Pictures Association") Джек Валенти объявит эмбарго на экспорт в Россию продукции студий-мейджоров[7], следствием чего станет массовое нашествие купленных по бросовым ценам фильмов категории Z и краткий бум посещаемости кинотеатров[8]. Это не будет иметь ни малейшего отношения к прокату как легальному и эффективному бизнесу, встроенному в систему киноиндустрии[9]. Эмбарго снимут в конце 1992 г., но дистрибьюторы не сумеют оценить все преимущества вновь разрешенного сотрудничества - помешает инфляция: рубль рухнет, прокат замрет. Тем не менее, Ассоциация совместно с "UIP" будет по-прежнему прокатывать новые американские фильмы, работая не на сегодняшний доход, которого нет, а на перспективу, пускай и отдаленную. Основания говорить о серьезной конкуренции между прокатными фирмами появятся только в 1993 г., с приходом на российский рынок немецкой компании "Gemini Film". До тех пор конторы-однодневки, скупающие мусор, не будут видеть друг в друге потенциальных соперников: такого товара и мест, куда его можно пристроить, хватит на всех. Тех же, чьи бизнес-намерения основательны, эмбарго и последующая за ним инфляция обрекут не столько на междоусобную борьбу, сколько на борьбу за выживание: залы-тысячники будут собирать по 10-15 человек на сеансе, и тот же "Ист-Вест", деля бокс-офис пополам с кинотеатрами, с трудом покроет расходы на выпуск таких блокбастеров как Аромат женщины Мартина Бреста, Бетховен Брайана Ливанта, Игры патриотов Филиппа Нойса, Правдивая ложь Джеймса Кэмерона.

Продолжая работать на перспективу, серьезные прокатчики станут добиваться эксклюзивных соглашений с американскими мейджорами[10]. Так, созданный в 1993 г. "СЭФ-Кинотон" подпишет договор с "20th Century-Fox", но успехом это партнерство не увенчается: бизнес по-русски, подразумевающий неподконтрольность и неподотчетность финансовых потоков, американцев не устроит. В 1994 г. они вступят в новый брак с компанией "Екатеринбург-Арт", но и эти отношения будут недолгими: проработав чуть больше года на российском рынке, "Fox" с него уйдет, официально объявив, что вернется только тогда, когда этот рынок обретет стабильность[11].

В 1994 г. голливудские мейджоры, недовольные положением своих дел на российском рынке, примут решение укрупниться - выбрать единого российского дистрибьютора для реализации совместной антикризисной программы под девизом "лучше меньше, да лучше". Лакомое право на монопольный союз с Голливудом достанется "Ист-Весту", за который замолвит слово "UIP": видимо, былые связи главы "Ист-Веста" сыграют здесь не последнюю роль[12].

В отсутствие качественных кинотеатров американские усилия по освоению нашего рынка будут малоэффектны, но, как бы то ни было, монополист возьмется за дело, и первой его акцией станет премьера Золотого глаза Мартина Кэмпбелла[13]. За ним в течение года выйдут такие фильмы, как Разум и чувства Анга Ли, Джуманджи Джо Джонстона, Бэйб Криса Нунэна и, наконец, Скала Майкла Бэя - ее показом в 1996 г. откроется кинотеатр "Кодак-Киномир", и с этого дня в истории российского кинопроката начнутся новые времена.

Елена СЛАТИНА



Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. V. СПб, Сеанс, 2004

[1] В соответствии с договором британцы должны внести 750 тыс фунтов уставного капитала, а россияне - 750 тыс рублей (официальный валютный курс этого времени приравнивает фунт к рублю) тремя траншами в течение 3 лет. Однако третий транш уже не понадобится: к 1991 г. Ассоциация прочно встанет на ноги и не будет нуждаться в дополнительных инвестициях. В 1992 г., после смерти СССР, Ассоциация уберет из своего имени указание на советско-британскую принадлежность и станет называться "Ист-Вест". В 1994 г. телеканал "Central Television", разорившись, перейдет в собственность компании "Carlton Television", которая посчитает совместное с Россией дочернее предприятие неперспективным и через два года выйдет из бизнеса. Так же поступит и "SQP Ltd.". Одновременно с англичанами ряды учредителей по разным причинам покинут и российские партнеры Евгения Бегинина. В 1997 г. "Ист-Вест" откажется от статуса ассоциации, официально превратившись в кинопрокатную компанию.



[2] Ассоциация осуществит около 150 совместных проектов с телеканалами всего мира.



[3] В частности, телекомпания "BBC" на услугах Ассоциации снимет в наших заповедниках фильм Realms of the Russian Bear для сериала Natural History. Три года в Крыму и два - в Турции будет сниматься известный сериал Приключения королевского стрелка Шарпа с Шоном Бином в главной роли. Именно памятуя об этом крымском приключении, Бин в 1995 г. даст согласие приехать в Москву на премьеру Золотого глаза. Среди сериалов, произведенных при участии Ассоциации, будут значиться Captain Hornblover, Under the Hammer, Love Hurts Series и др.



[4] "UIP" - Объединенное управление, в ведомстве которого находится мировой прокат (кроме США и Канады) фильмов, произведенных на трех голливудских студиях: "MGM", "Paramоunt" и "Universal".



[5] "Все советские прокатчики в один голос кричали: "Что ты делаешь? Зачем ты начинаешь независимый прокат со старого фильма? Все рухнет, не начавшись!" Я пошел к Марии Руссковой, директору кинотеатра "Октябрь", и предложил ей взять "Унесенных ветром" на месяц. Она ответила: "Ни за что. У нас репертуар меняется каждую неделю. Максимум - на две недели возьму". Тогда я спросил, какой у нее потолок заполняемости зала. По плану было - не меньше 65 %. "Давай договоримся так, - сказал я. - Ты ставишь "Унесенных..." на 2 недели, а дальше, если они будут собирать меньше 65 %, я стану доплачивать тебе разницу до 70 %". Она согласилась. Весь месяц зал в 2,5 тысячи мест заполнялся на 95 %. "Унесенные ветром" продержались в репертуаре "Октября" целый год" (из интервью с бывшим генеральным директором Советско-британской творческой ассоциации Евгением Бегининым).



[6] В действительности застрельщиком и вдохновителем советского пиратства был респектабельный государственный "Совинтерфест", который с санкции Госкино нелегально и строго секретно копировал фильмы, участвовавшие в программах ММКФ. "По 10-15 картин с каждого фестиваля у нас оседало. Их сдавали в Госфильмофонд. Мы копировали фильмы для своего Госфильмофонда и для Госфильмофондов соцстран с тем, чтобы они остались в коллекциях - для учебной и научно-исследовательской работы. Их показывали в киноклубах, во ВГИКе, на семинарах и проч. Но были случаи, когда ворованные копии использовали для коммерческого показа - как прямо во время фестиваля (поскольку он стоил огромных денег и надо было как-то оправдывать затраты, устраивали параллельные показы в нескольких кинотеатрах), так и позже, когда выпускали некупленные фильмы в прокат где-нибудь в Средней Азии. В столицах и крупных городах такого себе не позволяли" (из интервью с бывшим начальником репертуарного отдела "Совинтерфеста" Валерием Марковым).

"Один из первых прецедентов борьбы с пиратством был связан как раз с "Унесенными ветром". Мы обнаружили, что некая компания крутит пиратскую копию нашей картины, и подали на нее в суд. Но в силу несовершенства нашего тогдашнего законодательства в сфере интеллектуальной собственности мы так ничего и не смогли получить с ответчиков, хотя тот суд и выиграли" (из интервью с Евгением Бегининым).



[7] Еще до эмбарго Ассоциация приобретет для проката Русский дом Фреда Скепси, в производстве которого примет участие студия "Ритм". Но финансовые показатели Русского дома будут плачевными: на его выпуск потратят больше, чем возвратят.



[8] Впрочем, не только. Например, созданная в 1991 г. компания "Екатеринбург-Арт" будет работать не с мейджорами, а с независимыми компаниями, поэтому эмбарго на ее деятельность никак не повлияет. Среди первых независимых студий, с которыми "Екатеринбург-Арт" подпишет контракты и чьи фильмы выпустит в прокат, будут "Orion" (Терминатор Джеймса Кэмерона), "August" (9 1/2 недель Эдриана Лайна), "Vision" (Двойной удар Шелдона Леттича, Дикая орхидея Залмана Кинга), "IAC" (Горец II Рассела Малкэхи), "Guild/Carolco" (Универсальный солдат Роланда Эммериха), "Summit" (Горькая луна Романа Поланского).



[9] "Директора кинотеатров, которые подчинялись государственным структурам, вправе были самолично распоряжаться репертуаром, но оставались заложниками фиксированной цены на билет. Зачастую фирмы-прокатчики, заполонившие страну занюханными фильмами, шли на подлог. Привозили в чемодане очередной фильм, а вместе с ним - свои бланки билетов. И кинотеатр показывал не то кино, которое было указано в репертуаре, а другое - по этим липовым билетам. Директор же отчитывался настоящими билетами, а полученные деньги делил с прокатчиком. Многие директора эти деньги не в карман себе клали, а пускали их на реконструкцию и оборудование. Просто другой возможности зарабатывать у них не было" (из интервью с социологом Натальей Венжер). Официально фиксированная цифра на билет умрет после либерализации цен в 1992 г., когда зрители уже утратят интерес к кино на большом, но видавшем виды экране в неотапливаемом зале с поломанными креслами.

[10] Деловые отношения Ассоциации и "UIP" сразу же строятся на основе договора об эксклюзивных прокатных правах.

[11] Так и произойдет: c 1996 г. "20th Century-Fox" станет партнером компании "Gemini Film".

[12] "Поначалу американцы предполагали, что сотрудничество по такой схеме продлится года два, но меньше чем через год все разрушится. Первым отколется "Warner", который подпишет в 1997 г. договор с компанией "Кармен-Премьер" (из интервью с Евгением Бегининым).

К 2003 г. сложатся следующие альянсы мейджоров и российских прокатчиков: "Ист-Вест" - "UIP", "Каскад" - "Buena Vista" и "Colambia Tristar", "КАРО" - "Warner Brothers" и "New Line Cinema", "Гемини" - "20th Century-Fox" и "MGM".

[13] Так начнет работать принципиально новый механизм прокатной раскрутки, в котором премьера играет роль важной шестеренки. Громкая и яркая презентация фильма с обязательным приглашением светских персонажей работает на новую идеологию, согласно которой кино - это в первую очередь качественный enterteinment и модный досуг.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=87

Док. 626221
Перв. публик.: 21.03.89
Последн. ред.: 18.05.10
Число обращений: 0

  • Табаков Олег Павлович
  • Захаров Марк Анатольевич
  • Гущин Лев Никитович
  • Бегинин Евгений Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``