В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Шилова Ирина. Новейшая история отечественного кино Назад
Шилова Ирина. Новейшая история отечественного кино
Сотрудничество с режиссером Глебом Панфиловым, крестным отцом Вадима Бибергана в кино, во многом определило принципы его работы, понимание возможностей, роли и задач музыки в сложных многоярусных композициях. Уже в их первом фильме В огне брода нет были найдены нетривиальные решения музыкального пространства: частушка, которая у Блока в поэме "Двенадцать" становилась хроникальным образом шального времени, здесь преображена в хорал, соборное песнопение, плач по эпохе и ее жертвам; цена революции - этому понятию был возвращен живой и горький смысл; музыка В. Б. и наивные рисунки Тани Теткиной создавали особое мистериальное поле.

Панфилов дает композитору трудные задания, всегда разные, но неизменно требующие осмысленности во взаимодействии всех звуковых голосов, служения единому и строгому авторскому плану. В. Б. виртуозно работает с шумовой партитурой, с внутрикадровой - цитатной - музыкой, как бы выращивая из шума жизни закадровую тему, в которой выявлены эпические, верховные смыслы. В фильме Мать он воссоздает "звук" начала века почти в энциклопедической полноте. Марши, романсы, попевки, оперные арии не только документируют время, но и обнаруживают в пестрой разноголосице его колюще-режущие противоречия. Человек здесь "звучит" не гордо, но многозначно: музыкальный строй собирает воедино осколочные значения его социальной и эмоциональной жизни. При этом музыка В. Б. обладает тайным знанием про человека и его неискоренимую мечту о гармонии и любви.

Принимая приглашения от многих режиссеров, В. Б. работает в самых различных жанрах. В боевике Один и без оружия, в социальной драме Преферанс по пятницам, в мелодраме Прости он исправно решает сугубо прикладные задачи, обеспечивая сюжетный каркас добротными и соприродными жанру музыкальными опорами. Но это - только профессиональный тренинг, технические упражнения, способ поддержать форму. Художественное высказывание композитора в кино обеспечено лишь творчеством Панфилова, нынче пригласившего В. Б. написать музыку к новому фильму Романовы. Венценосная Семья.

ШИЛОВА Ирина. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=100

Док. 626260
Перв. публик.: 19.05.01
Последн. ред.: 19.05.10
Число обращений: 0

  • Панфилов Глеб Анатольевич
  • Биберган Вадим Давидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``