В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фоном для дебюта Лидии Бобровой было кино нервное, эпатажное. Назад
Фоном для дебюта Лидии Бобровой было кино нервное, эпатажное.
Фоном для дебюта Лидии Бобровой было кино нервное, эпатажное. Но она не противостояла тенденциям кинопроцесса, а просто игнорировала их. К изумлению снобов, впоследствии фестивальные отборщики наперебой приглашали К изумлению снобов, впоследствии фестивальные отборщики наперебой приглашали Ой, вы, гуси... - скромную картину о российской глубинке, в которой снимались почти сплошь непрофессионалы.

Рабочий материал этого фильма многие считали безнадежным, и только Алексей Герман, руководитель Мастерской первого фильма, приговаривал: "Ничего-ничего, все так плохо, что в конце концов может выйти очень хорошо". Плотная круглолицая Даша, прижав к жаркому телу тщедушного муженька, танцует на фоне ковра с тиграми, высунувшими из зарослей удивленные морды, - этот длинный общий план действительно мог показаться и грубо эксцентричным, и неумело самодеятельным. А в фильме он - золотинка поэзии, чувственное воплощение интимной семейной гармонии.

Кадры Л. Б. под стать изображаемой ею вполне неизысканной жизни - то безыскусно-простоватые, то "засоренные" бытом. У нее нет никаких "хорошо рассказанных историй": куски сельского житья словно сметаны на живую нитку, с обрывами, выпадением звеньев. Актеры проигрывают непрофессионалам, напоминая порой типажи комических селян. А фильмы все равно органичны и округлы, как яблочки; "лоскутны", как пестрое крестьянское одеяло. В наивных штрихах ее режиссуры - истинность безусловности. Слова, которые в любой другой картине покажутся банальными - вроде вздоха "Красота-то какая!.." при виде радуги над полем, - здесь значат именно то, что значат, а самые клишированные представления обретают плоть.

Отношения между правдой жизни и проповедью могли бы нарушить натуральную безусловность фильмов Л. Б., тем более что она и не думает скрывать своей неприязни к новым социальным веяниям. Но записать Л. Б. в идейные "почвенники" не получится, потому что в ее фильмах непредвзятый кинематографист легко одолевает "учителя жизни".

Вот потемневшее, суровое лицо мужика Митьки, героя ...Гусей... - оно казалось бы иконописным, если бы не детские, доверчивые и наивные, глаза. Нищета швырнула инвалида в пыль убогого рынка - пением под гармонь зарабатывать рубль на пропитание. Песня Ой, вы, гуси... словно завещана ему отцом, других он не знает, и, сердцем чувствуя осквернение сокровенного ее смысла, Митька замолкает на полуслове, сглатывает комок в горле и с беспомощным вопросом смотрит на нас.

Этой сценой легко укорять "новые времена" - мол, до чего довела народ "демократия", но у Л. Б. речь о тех ранних восьмидесятых, которые принято сегодня вспоминать с ностальгическим умилением.

Сопоставление лиц и фактур в ее кино ведет к выводам более безрадостным и глубоким, чем схемы "почвенной" публицистики.

Один из героев фильма В той стране, скотник Николай, - воплощение добра, "праведник", без которого, как водится, "не стоит село". Тщедушный, изнуренный работой и болезнями, тихой улыбкой словно извиняющийся за самое свое существование. Другой - Константин, обрубивший докучные крестьянские корни, развращенный тюрьмой и зоной, берущий блага жизни плотоядно и нахраписто, по праву сильного. Цельный, литой, статный, по-мужски красивый. Здесь явлены две "половинки" народного характера: терпеливо созидающая и безоглядно разрушительная. Две ипостаси России, где тяжкая жуть и голубиная кротость сплетены неразрывно.

Фильм, снятый на родине Федора Абрамова, далек от творчества этого жесткого социального реалиста, не льстившего ни властям, ни народу. Л. Б. ближе цельный мир идеальных представлений, она дышит и словно не может надышаться воздухом любви к уходящей Атлантиде народной жизни. Создавая свой образ России, чуть "подправляет" безотрадные картины реальности, мягко обволакивая их благодушными мифологемами.

"Элементарность" фильмов Л. Б. не сымитировать и не раздробить на составные. Обаяние их безотчетно: им можно лишь так же простодушно радоваться и почти ласкать их глазами, как на сельском празднике принаряженный Николай, скромно притулившись в простенке, провожает взглядом танцующие пары...

КОВАЛОВ Олег. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=102

Док. 626270
Перв. публик.: 19.05.01
Последн. ред.: 19.05.10
Число обращений: 0

  • Боброва Лидия Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``