В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Мы разучились нищим подавать`. Назад
`Мы разучились нищим подавать`.
Бабуся

"[...] мне [...] повезло попасть в зазор между двумя премьерами новой работы Лидии Бобровой. Первая - на ,,Кинотавре" - закончилась беспрецедентной обструкцией на пресс-конференции, вторая - международная премьера на МКФ в Карловых Варах - стала триумфом, с долгой овацией зрителей, стоя приветствовавших режиссера. Провал и триумф случились на временнoй дистанции буквально в две недели, в течение которых побитая каменьями в родном отечестве народная заступница стала обладательницей ,,Хрустального глобуса" за режиссуру, а также призов Экуменического жюри и Международного жюри киноклубов. Это только в Карловых Варах, не считая наград, полученных во Франции, в Марокко etc. - всего не упомнишь. Два события, буквально догнавшие одно другое, - актуальнейший контекст ,,Бабуси", фильма, который представляет умирающую - или вымирающую? - на глазах традицию отечественного кино, а пожалуй, даже отечественной культуры.

[...] Обструкция, которую устроила кинопресса ,,Бабусе", не имела отношения к оскорбленным эстетическим чувствам тонких ценителей прекрасного, пусть оппоненты на том и настаивали. Раздражила, и до белого каления, сама бабуся, сам этот генотип с отметиной православной кротости, страстотерпства и непротивления. Классическая жертва одним своим постным видом портила настроение, педалировала неясное чувство вины и явно бередила что-то такое, что было задвинуто в самый дальний угол памяти. Потому-то в бесхитростной ,,Бабусе" так захотелось увидеть расчетливую авторскую провокацию и обвинить режиссера в манипулировании и недостойной попытке выжимания слез у публики приемами ,,ниже пояса".

[...] Многие, если не большинство, и за кино не считают, когда им показывают про народную жизнь, про глубинку, где сквернословят, дерутся и пьют, а по трезвости оказываются чудо-мастерами ,,золотые руки". Мы антропологически другие, красоты родных просторов нам по барабану, а герои - что тетки-страстотерпицы, что полупьяные мужики-иждивенцы, - все это так далеко ушедшая натура, такой отстой, что разве что ошалевший от супертехнологического кино Запад может оттянуться на таком экзотическом зрелище.

Я решительно отвергаю имеющую хождение подлую идею, будто Боброва снимает Россию для Запада, где именно такой хотят видеть ,,ту страну" - с балалайкой и гармошкой, с беспробудной пьянкой и смертоубийством по пьяному делу.

Лидия Боброва снимает про то, что знает и любит, - про российский север. Она нашла там свою Йокнапатофу и вряд ли когда-нибудь ей изменит, потому как по природе своей однолюбка.

[...] Боброва - реалистка в законе,... [...]. Ее эстетика - это ее этика. Историю она рассказала самую что ни на есть житейскую и жалостную, и рассказала не на то надеясь, что публика слезами обольется, а скорее рассчитывая на молчаливое ее, публики, покаяние. Ведь история никому не нужной старушки - это сюжет и деревенский, и городской, всем хорошо знакомый, и откровения в нем нет. Едва ли не каждый через подобное проходил. А сколько таких старух мы перевидели в том же ,,Времечке". Так что мы имеем дело с узнаваемым, реальным, даже квазидокументальным сюжетом. Литературные эпизоды в фильме - клубная самодеятельность и народные гуляния - не в счет, не они движитель идеи, которой буквально опалена Боброва.

[...] Наши снобы кривятся: мол, в фильме ,,мало искусства". Трудно себе представить, что Боброва заговорит на другом языке. Ведь материал реальности, которым она владеет, как никто другой, - это и есть язык. То, что она делает в кино, становится народным архивом, достоянием культуры. Используй Боброва иную эстетическую модель, предельно дистанцированную, суть ее послания не изменилась бы. Хотя, возможно, дистанция, отстранение убрали бы публицистический привкус, который местами уподобляет картину очерку на моральные темы, какими славилась ,,Литературка" в пору расцвета застоя. Только в те времена в газетах не обсуждали кризис православной этики, а жертвенность очень даже поощряли. На ней все и держалось. И называлось это героизмом. ... [...]".

Елена СТИШОВА. "Мы разучились нищим подавать". ИК, 2003, N 11
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=102

Док. 626272
Перв. публик.: 19.05.03
Последн. ред.: 19.05.10
Число обращений: 0

  • Боброва Лидия Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``