"[...] Боброва с самого начала сделала то, чего так всегда боялись создатели ,,народного" кино. Она не стала играть со зрителем в поддавки. История про бабу Тосю, ,,бабусю", как звали ее внуки, сколь жизненна, столь и кинематографична. На старости лет бабуся оказалась никому не нужна. Дом свой в деревне она продала, деньги раздала многочисленным внукам. Вскоре умерла дочь, зять решил начать новую личную жизнь. Старушку стали передавать от родственников к родственникам. По разным причинам никто из внуков взять ее не захотел. Или не смог. И ушла бабуся зимней ночью в лес умирать.
Боброва не боится ставить самые ,,затасканные" проблемы - очерствение людских душ, неблагодарность, отсутствие сострадания, то же пьянство. Русская деревня, снятая зимой, не вызывает ассоциаций с Пушкиным и его Ариной Родионовной - только с тоской необъятной, когда заняться нечем и напиться тянет. Есть спокойная и грустная констатация факта: пьют до потери человеческого облика. Кто не пьет, тому вообще ничего не надо, кроме спокойной жизни, которую бабуся одним своим появлением в доме, само собой, нарушит. У кого повернется язык осуждать внука-беженца, вернувшегося из Чечни и живущего в чьей-то избенке на птичьих правах, да еще с больной дочкой? Или внучку, которая знает, что, приведи она бабусю, муж ее непременно выгонит? Осуждать за негероическое поведение? Оно нормально. Авторы фильма смотрят на всех глазами самой бабуси, а у той глаза любящие, она по-прежнему за внучат, уже давно выросших, переживает.
То, что режиссер взяла на главную роль не профессиональную актрису, а натуральную бабусю из деревни, делает фильм как-то по-детски настоящим. Нина Шубина - актриса, прямо скажем, неважная. Что неожиданным образом идет картине в плюс. Вроде как в доску своя бабуся, наша, общая. ,,Актриса" и правда почти не играет, они только молча подолгу наблюдает из машины, как ее племяннице не удается договориться с очередным родственником. Актерский непрофессионализм бабуси словно подчеркивает: здесь все по-честному, здесь вас не обманут.
Это, конечно, не значит, что для успеха фильма непременно надо на главную роль брать непрофессионалов. Это значит только, что умение не играть со зрителем в поддавки в кино, да еще ,,народном", равносильно творческому прорыву. И никакой национальной идеи не надо".
БАРАБАШ Екатерина. "Бабуся" в отсутствие национальной идеи". "Независимая газета", 2004, 17 марта
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=102
Док. 626273 Перв. публик.: 19.05.04 Последн. ред.: 19.05.10 Число обращений: 0
Боброва Лидия Алексеевна
|