В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В фильме Катала - криминальной мелодраме из жизни карточных шулеров..... Назад
В фильме Катала - криминальной мелодраме из жизни карточных шулеров.....
В фильме Катала - криминальной мелодраме из жизни карточных шулеров, одной из первых авантюрных историй нового кино - дебютировал актер Валерий Гаркалин. Обладатель своеобразной заторможенной гуттаперчивости, всегда готовый сыграть на откровенно лирической ноте, питающий сентиментальное пристрастие к трюкам и гэгам и в довершение всего внешне похожий на Гручо Маркса. То есть наследник по прямой комедиантов ранней комической. Но при этом его склонность к клоунаде может быть хитро и с толком использована режиссурой, не чуждой практике отвлекающих маневров и оттеняющей таким образом серьезный и жесткий нрав героя. С подобной режиссурой актер имел дело в Катале: растерянность, загнанность его шулера, которому крупно не повезло, проявлялась в нервных и эксцентричных выпадах.

Взрывная смесь характерности с непритязательным романтизмом, не дающая загнать В. Г. в кабальную зависимость от амплуа, привлекла серьезное внимание к техничному актеру и выдавала серьезные авансы на будущее. Его приглашение в фильм Роль, очевидно, преследовало цель продемонстрировать актерский диапазон В. Г., но авторский социальный пафос, удушливый и слащавый, свел его усилия на нет. В дальнейшем предлагаемые роли и уровень режиссуры позволяли В. Г. делать ставку на рациональность собственной комической манеры. И все более микшировался личностный темперамент, который традиционно и призван оживлять типовую клоунаду рядового коверного. Соблазнительно было бы здесь усмотреть историческую коллизию превращения "моего любимого клоуна" в прагматика, однако она в данном случае страдала бы умозрительностью, поскольку располагается в поле чистой актерской техники. К тому же если в Катале картежный сюжет предполагал абстрактную, математическую реальность, и это безусловно было на руку актеру, то фиаско в Роли объяснимо еще и тем, что социальное пространство - гибельная среда обитания для В. Г. Эта догадка нашла печальное подтверждение в Ширли-мырли, где актер, исполняющий трехмерную роль Кроликова-Шниперсона-Алмазова (не считая ее эпизодических "обертонов"), походит на несчастного атланта, который вынужден в одиночку подпирать разрисованное картонное небо.

ДРОЗДОВА Марина. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

01.05.2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=181

Док. 626313
Перв. публик.: 01.05.01
Последн. ред.: 19.05.10
Число обращений: 0

  • Гаркалин Валерий Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``