В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Трофименков. Новейшая история отечественного кино. Назад
Михаил Трофименков. Новейшая история отечественного кино.
Блистательный критик, одержимый классификационной страстью историк, устало-ироничный телевизионный обозреватель - в одном лице. Объединяет эти ипостаси авторский стиль, восходящий одновременно к критике двадцатых и шестидесятых годов. Телеграфно-лаконичный, отрывочный, "киногеничный", порой - как в книге о Михаиле Калатозове - созвучный поэтике режиссера.

В конце восьмидесятых, на очередном витке бесконечной дискуссии об экранизации и праве кинематографа на свободный жест по отношению к классическому тексту, Юрий Богомолов выступил на страницах журнала "Искусство кино" с фундаментальной статьей "Как накренить фразу?". И эта статья памятна до сих пор: Ю. Б. придал недостающую основательность спору "охранителей" с "волюнтаристами", предложив принципиально иной уровень ученого разговора и исследовав феномен интерпретации как средства выживания культуры, как необходимого условия ее, культуры, развития, роста и обогащения. Всякое произведение, по Ю. Б., не только заинтересовано, но даже кровно нуждается в новых и новых перетолкованиях.

Любитель парадоксов, Ю. Б., как правило, заводит разговор о фильме издалека и привлекает столь широкий круг историко-культурных ассоциаций, что его порой хочется "сузить" - он пишет свои исследования именно что "по мотивам истории советского кино".

По Ю. Б. место каждого советского режиссера в истории отечественного кинематографа определяется его ролью в борьбе художественного и мифологического сознаний, причастности "поэтическому" или "непоэтическому" кино, архаизму или новаторству.

Пожалуй, Ю. Б. - один из немногих критиков, важнейшее место в лексиконе которых занимает понятие "авторства". Для него автор - ключевой персонаж драмы кинематографа, неотделимый от своих фильмов и героев. Впрочем, и критик в его понимании - автор (здесь Ю. Б. солидарен с Оскаром Уайльдом, чьи высказывания о роли художественной критики он сочувственно и охотно цитирует). Личность и персонаж неразрывно связаны для него и в телевизионных ведущих, от Александра Невзорова до Евгения Киселева, каждый из которых не столько выражает конкретные социополитические интересы, сколько играет некую сверхроль в сознании общества.

Михаил Трофименков

Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=106

Док. 626349
Перв. публик.: 19.05.01
Последн. ред.: 19.05.10
Число обращений: 0

  • Богомолов Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``