Евгений Дворжецкий успел совсем немного, среди сыгранного им нет работ, что называется, основополагающих для нашего кино. Однако трагическая гибель Е. Д., пусть и не изменяя масштаб им сделанного, отчетливо высвечивает в иных его ролях то, что раньше только угадывалось.
Неспособность держать удар, который в любой момент готова нанести жизнь, неприспособленность к ней, хрупкая уязвимость - это роднит почти всех его персонажей друг с другом. Здесь очевидным исключением - циник Интер из знаменитого перестроечно-молодежного спектакля "Ловушка N 46, рост второй". Но в театре не "взять" глаза крупным планом, а именно взгляд выдавал в персонажах Е. Д. обреченность расплатиться за прекраснодушие, и расплатиться сполна. Когда в Нежном возрасте его Кир Лопухов, совсем мальчишка, уходил на фронт прямиком из артиллерийской школы, про него было ясно: не жилец. И диссидент из одноименного фильма так и не возмужал, хотя и приобрел, казалось, какой-никакой жизненный и семейный опыт. Почти все они, эти юноши и молодые мужчины, ведомые, а более других - милый Костя-инженер из Танцплощадки, которому по должности вроде бы положено строить на месте для танцев санаторий, но сильной девушке ничего не стоит перековать его в ярого защитника прав танцующих.
Василий Пичул, собиравший в Мечтах идиота экипаж "Антилопы-гну" по приципу контр-амплуа, позвал худощавого, темноволосого Е. Д. на роль Шуры Балаганова - поперек канонического вихрастого увальня. Получилось чудное существо в дурацком шлеме летчика, упрятавшее собственную нежность глубоко в подкладку, готовое в любой момент ощериться как будто бы злым щелкунчиком. Его Шура был горемыкой, которому так хотелось выбиться в счастливчики, да вот судьба возражала.
Жанна Сергеева
Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001
01.12.2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=256
Док. 626389 Перв. публик.: 01.12.01 Последн. ред.: 19.05.10 Число обращений: 0
Дворжецкий Евгений Вацлавович
|