В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
март 1992 `Король Лир` Назад
март 1992 `Король Лир`
март 1992 "Король Лир" Уильяма Шекспира в постановке Сергея Женовача в Театре на Малой Бронной. Как всегда, Женовач обращается с классическим текстом как с только что написанным

В ролях: С. Качанов, И. Розанова, Н. Маркина, Е. Дворжецкий.

Сергей Женовач ставит шекспировскую пьесу будто впервые, ничего не зная ни о ее сценической традиции, ни о многообразных трактовках. Спектакль играют на сцене Театра на Малой Бронной и тут же, на сцене, сажают амфитеатром и зрителей. Главный принцип сценографии (как и всей постановки) - грубость и простота: дерево и железо, холст и мех. Пространство спектакля ограничено четырехугольником сдвигающихся деревянных балок. Сергею Качанову, играющему Лира, нет и сорока, он подстрижен ежиком, угловат и тревожен. В сущности, речь не идет ни о трагедии слепоты, ни об обманутом доверии. В сцене раздела королевства Лиру важна не искренность дочерей, а лишь соблюдение ритуала, и, зная об этом, старшие говорят о своей любви к отцу заученно и формально. Отказом Корделии участвовать в ритуале Лир не оскорблен или разгневан, а обижен и раздражен. И дальнейший его путь становится не прозрением и очищением, а мучительной попыткой понять, в чем он ошибался. Это путь не души, а мысли. Но этот Лир не интеллектуал, ему мысль дается с трудом, и страдание его - прежде всего страдание мысли. Актеры все как один отличны: и златокудрый интриган Эдмунд (Сергей Тарамаев), и лучезарный в своей комической ограниченности Глостер (Владимир Иванов), и налитая соком, хохочущая, нетерпеливая Гонерилья (Ирина Розанова), и жалкий слизняк Олбани (Владимир Яворский), которого совершенно лишает сил буйная, наглая красота жены, и Регана (Надежда Маркина) - по-монашески застегнутая под горло и не подымающая взгляда, но с железными нотками в негромком голосе. Нет среди них ни умных, ни сложных, а их примитивное коварство может обмануть только таких же, как они. Лишь шут (приглашенный из ЦДТ Евгений Дворжецкий), почти не участвующий в происходящем, умен и тонко ироничен. С такими персонажами спектакль Женовача обходится без душевных взлетов и духовных потрясений. Наверное, это вообще не трагедия, а просто мелодрама в трагедийном наряде.

Дина ГОДЕР


Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. VI. СПб, Сеанс, 2004

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=256

Док. 626390
Опублик.: 19.05.10
Число обращений: 0

  • Дворжецкий Евгений Вацлавович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``