В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алла Демидова - Нея Зоркая. Памяти шестидесятых Назад
Алла Демидова - Нея Зоркая. Памяти шестидесятых
Алла Демидова [...] я не считаю, что шестидесятничество исчерпано. И замечаю, что лучшие спектакли (пока говорю только о театре) сегодня делают именно шестидесятники, а не так называемая "новая волна". Потому что молодые одержимы и самонадеянны в своей краткосрочной молодости. А сейчас время требует объема, ответственности. Раскрыть событие объемно способны битые шестидесятники. [...]

Настаиваю: 60-е живы! И если о них сегодня, когда мы пошли другим путем, говорят и спорят, значит, они нужны. Кризис романтизма? Но он в русской культуре был всегда, и всегда была ностальгия по романтизму. А сегодня, например, романтический актер Олег Меньшиков любим, но не востребован с его романтическим талантом. Да, мы идем по иному пути. Появилась частная собственность, а она предполагает другую мораль. Но это тупиковый путь. А если мы все-таки движемся по кругу, то все равно от себя не уйдем. Пусть опрометчиво уверяют: "Революция закончена". Нет, революция идеи существует. Чувствую, что сейчас нагнетается активность каких-то пока тайных творческих сил, которые вскоре позволят первым разрезать ленточку. На пустом месте ничего не родится. До Пушкина существовала хорошая поэзия, и роза не расцветает на помойке. Тайное бродит еще невыявленным. Есть новые имена, не отягченные традицией. Развитие всегда идет циклами. И если в 60-е революционная идея носилась по всей Европе, то в середине 70-х стал ощущаться некий вакуум. Казалось, что революция закончена. Но это был лишь спуск, затишье. Впереди - птица Феникс. [...]

Рынок способен стать сильнее идеологии лишь на какое-то время. А для нас, России, эта игра внове, все оглядываемся на Запад. Для противостояния рынку сохранился старый шлейф наших традиций, нашей духовности (этого слова не боюсь, оно точное). Кстати, и на Западе-то нас ценят именно в этом качестве. Да и мы сами даже и сегодня в обычной жизни разве не склоняем головы перед чеховскими "недотепами", которые идут наперекор коммерческому ажиотажу? А коммерциальность существовала всегда и при советской власти тайно процветала, только называлась по-другому - привилегии, карьера. И человек мог делать в этом отношении выбор и тогда. И потом тоже, ибо это фактор скорее психологический. Все зависит от человека. Скажем, я со своим первым экономическим образованием в период "прихватизации" могла бы легко прибрать к рукам какую-нибудь парфюмерную фабрику ВТО, которые сейчас, кстати, процветают, вступив в копродукцию с Францией. Или, например, сейчас можно было бы заняться выгодной продажей леса. Но кесарю - кесарево. Если человек выбрал рынок, он и пойдет по пути рынка, как бы это ни называлось. Оглядываясь назад, я с радостью вижу, что никогда не делала ничего ради выгоды или даже просто заработка. Были, конечно, неудачи, но это был результат, а руководствовалась я всегда только интересами искусства. В 60-е были великие имена: БДТ, Смоктуновский, Борисов, Евстигнеев... Каждое время выдвигает своих "монстр сакре". И сейчас можно с грустью видеть, как измельчал актер. Недаром возник феномен Евгения Миронова, актера душевного, играющего "себя в предлагаемых обстоятельствах", естественного - и только. И его принимает зритель. Но - повторяю - наступило время ожиданий. Недаром мы сегодня столько говорим о шестидесятниках, недаром не затихает спор - значит, они нужны! В 60-е годы был дан сильный толчок искусству, мировоззрению, морали. То, что сегодня начинается - новые имена, новые мысли, новые веяния, - действительно имеет исток там, в 60-х.

Алла Демидова - Нея Зоркая. Памяти шестидесятых // ИК. 2004. N 5
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=261

Док. 626408
Перв. публик.: 19.05.04
Последн. ред.: 19.05.10
Число обращений: 0

  • Демидова Алла Сергеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``