В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алла Демидова Назад
Алла Демидова
Алла Демидова всегда была очень хорошей актрисой, но с ней случилось несчастье - ее признали великой. И закружился этот привычный глазу и уху сегодняшний жужжащий хоровод: "великая! великая! великая!". И она как-то сдалась на его милость - стала нести себя на котурнах, теряя при этом и органику, и подлинное ощущение живой жизни. Актерский мир ее начал неуклонно герметизироваться - стала появляться... нет, не манерность, а холодность, псевдозначительность, неорганичность. 90-е годы не стали ее эпохой, в отличие от 70-х, когда она в своем творчестве воплощала приоритет интеллекта и духовного аристократизма над иными, уже набившими оскомину ценностями и псевдоценностями. С ее образом на экран входил мир забытый, мир иной культуры, мир ХIХ века, потерявший и похоронивший своих богов - даже отдаленный образ его начал стираться в цивилизации масс и идеологий, но с появлением Демидовой - возвращался. Даже когда героини Демидовой проявлялись на пространстве современности, они несли за собой эту тень - их буквально выталкивало в мир прошлого - в высокую культуру - из нее они черпали свою духовную энергию - и в "Дневных звездах", и в "Визите вежливости", и даже в "Зеркале" (где у Демидовой - всего несколько фраз).

А потом вдруг она выпала из реальности - и даже не в прошлое, а в какую-то туманно-мифологическую сферу, сочетающую в себе элементы авангарда и античности - в нечто умозрительно-дохристианское. Оно, конечно, и та сфера имеет место быть в искусстве, но здесь, на новом пути актрисы, у нее стала обнаруживаться и некая новая духовная энергия - не стоицистского преодоления реальности, а чуть ли не открытого противостояния ей: хочу и буду жить в своем воздушном замке, а вы мне с вашими заботами и треволнениями - неинтересны! Но любая замкнутая сфера порождает если не бесов, то фантомов, она начинает задыхаться без прилива живых токов, в отсутствие диалога. И Демидова, подобно кораблю-призраку, стала удаляться в свои туманные дали, иногда лишь как будто нехотя возникая в мире дольнем: вы вспомнили меня, так я вам напомню о себе, спущусь к вам, как Христос в Эммаус - то ли было явление, а то ли привиделось. Ее работы в "Бесах", в "Незримом путешественнике", в "Маленькой принцессе" и являются таким вот напоминанием, обозначая ее присутствие в культуре, но навряд ли являясь художественными свершениями.

И вдруг произошло чудо - сначала в "Письмах к Эльзе", потом - в "Настройщике". Демидова отчасти здесь сыграла пародии на саму себя, совершив прыжок из прежнего своего устойчивого возвышенного равновесия - в неведомое, в неизвестность - и обнаружив не присущую ей прежде тягу к открытому гротеску. Но гротеску особому - лирическому. Обе ее героини являются пленницами своей замкнутой реальности - будь то сумасшедшая из "Писем к Эльзе", живущая в дурдоме, но воображающая себя в абсолютно иной, прекрасно-одухотворенной реальности, или пожилая аристократка советского пошиба, выстроившая себе изящный мирок в своей квартире и вполне им удовлетворенная. "Эльза" так и останется заложницей своего вымечтанного бытия, а героине "Настройщика" реальность отомстит. Но вдруг приведет и ее, и нас вместе с ней к пониманию чего-то большего, откроет в ней, может быть, иные душевные качества, о которых та и забыла давно.

И откроется новая Демидова, поразительным образом раскрепостившаяся и будто отвязавшая себя от невидимого поводка. Думаю, что для актрисы - это ход сознательный и глубоко продуманный - и порукой тому все тот же интеллект, согласно расхожим представлениям, актеру, видите ли, мешающий. Сие, на мой взгляд, глубочайшая неправда, и случай Демидовой, у которой интеллект и талант неотделимы друг от друга, как сообщающиеся сосуды, полностью этот постулат опровергают. Состоялось некое чудо, позволяющее сегодня назвать Аллу Демидову подлинно великой актрисой. Но лучше я этого делать не буду, надеясь на ее новые творческие удачи и открытия.

ШПАГИН А. Алла Демидова // Культура.

22.04.2005
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=261

Док. 626412
Перв. публик.: 22.04.05
Последн. ред.: 19.05.10
Число обращений: 0

  • Демидова Алла Сергеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``