В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Одна из самых значительных и стильных современных русских актрис Назад
Одна из самых значительных и стильных современных русских актрис
Одна из самых значительных и стильных современных русских актрис, одна из самых невоплощенных в экранном пространстве. Не дождавшись серьезных киноролей и распрощавшись с расколотой Таганкой, Алла Демидова в начале девяностых основала Театр "А". Вероятно, ею при этом двигали не культуртрегерские амбиции, а осознание вынужденной необходимости заняться собственным менеджментом. Выбор героинь - Федра, Медея - выявил природное тяготение актрисы к жанру трагедии, недооцененное не только экраном, но и Юрием Любимовым. Впрочем, Федру А. Д. сыграла в версии Марины Цветаевой, а Медею - Хайнера Мюллера. Трагедия, соответственно, была взята не классическая, а преломленная через современность и иножанровость. Этот дар А. Д. - играть трагедию вне канона - как раз и не был замечен кинематографом.

Кинорежиссеры, включая тех, кто мог назвать ее "своей" актрисой, еще в самом начале ее карьеры поняли, что А. Д. нет равных в воплощении интеллектуальной рефлексии и духовной одержимости. С годами первое все больше предпочитали второму: роли непроницаемо холодной и властной хозяйки положения стали преобладать в кинорепертуаре актрисы. Между тем, в изображении одержимости А. Д. всегда была склонна к сдержанности, а в холоде искала подавленную страстность. Не желая разбираться в структурных сложностях ее игры, к А. Д. прикрепили ничего не объясняющий ярлык "интеллектуальности". По сути же, речь должна идти об изысканной (не совсем станиславской, но и совсем не любимовской) технике не-выражения чувств, делающей их серьезность особенно значимой.

Чувства как таковые (а значит, и жанр мелодрамы) никогда особенно не интересовали А. Д. Другое дело - происхождение чувств. Их истоки актриса видит в холодном мире идей, завладевающих человеком (отсюда ее пресловутая "интеллектуальность"). Ее героиня всегда снедаема страстью, развившейся из рациональной идеи. Подавление страсти только прибавляет ей одержимости: роль графини, которую А. Д. сыграла в спектакле "Квартет" по "Опасным связям", роль вершительницы судеб, оказывающейся жертвой собственной режиссуры жизни, была, кажется, создана для нее.

Неразделенность страсти как тема и состояние обрекает на одиночество не только героиню, но и саму актрису (ей все меньше и меньше требуются партнеры). Архетипический персонаж А. Д. глубоко конфликтен и по природе трагичен. На сцене актрисе иногда удавалось его сыграть. Почти всегда удавалось в поэтических чтениях - в особенности Ахматовой и Цветаевой. Экрану тут было уготовано последнее место.

Оправдать это тем, что она театральная актриса, не удастся. Как и Грета Гарбо, А. Д. прежде всего - актриса рук и лица, что само по себе качество скорее экранное, чем сценическое. Удивительная лепка головы делает ее редкостно киногеничной. Сказать, что ее лицо отличается красотой и благородством линий, - еще ничего не сказать. Как и лицо Гарбо, оно по-своему абсолютно, то есть открыто каким угодно смыслам. Но в отличие от лица Гарбо, идеальность которого напоминала о смерти, "идеальное" лицо А. Д. говорит о жизни, запрятанной глубоко внутрь. Это свойство демидовского лица точнее других использовал Андрей Тарковский в Зеркале.

Впоследствии кинорежиссура редко делала А. Д. достойные ее предложения. Ни феминистку из пассажирского вагона в Крейцеровой сонате, ни сестру капитана Лебядкина в Бесах, ни императрицу в Незримом путешественнике назвать таковыми нельзя. Из недавних ролей А. Д. интересна жестокая и надменная мисс Минчин в Маленькой принцессе: она позволила актрисе не отказывать себе в эксцентричности и одновременно спародировать собственный имидж. Но эксцентрика - не главный ее инструмент, пародия - не ее жанр. А. Д. остается звездой, но в кино по-прежнему звездой без роли.

БРАШИНСКИЙ М. [Алла Демидова] // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 1. СПб, 2001.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=261

Док. 626414
Перв. публик.: 19.05.01
Последн. ред.: 19.05.10
Число обращений: 0

  • Демидова Алла Сергеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``