В фильме С. Герасимова "Люди и звери" Жанна Болотова играет самого интересного и самого за-мечательного человека. В этой картине рассказано о людях сложных и драматических судеб, а судьба Тани и проста и вовсе недраматична. У нее нет биогра-фии, у этой шестнадцатилетней девчушки, которая и родилась-то после войны и перешла в созна-тельный возраст в последние годы нашего десятилетия. Но и режиссер фильма и, прежде всего, актриса увидели в не начавшейся еще биографии героини, в еще не сложив-шемся ее характере смелую прямоту и непримиримую душевную чистоту, которые дают ей возможность отлич-но разбираться в людях, с безошибочно молниеносной реакцией определять и их состояние и их душевную суть. Первый раз путешест-вуя по большим дорогам нашей страны, девочка впер-вые сталкивается с новыми явлениями ее жизни, с вели-колепным ее ростом и с тене-выми сторонами, которые, к сожалению, почти неиз-бежно этому росту сопутст-вуют. Она жадно впитывает впечатления и вместе с тем с детской безапелляцион-ностью и отвагой отделяет чистое от нечистого, ласково и доверчиво относится к людям и страстно отрицает звериное в них, как бы оно ни было прикрыто.
Может показаться, что я рассказываю содержание картины "Люди и звери". Это не так. Я говорю о содержа-нии образа, который создает Жанна Болотова. Актриса меньшей сознательной силы, просто способная актриса, наверное, тоже правдиво и достоверно сыграла бы реак-ции своей героини. Она бы правдиво веселилась и гневалась, точно реагировала на происходя-щее. Но в том-то и дело, что Болотова играет не только реакции на происходящее, она несет свою, внутреннюю тему, и именно ей под-чиняет каждое свое движение и каждое слово. Этому сознательному отношению к роли, умению найти ее смысл, умению этот смысл сыграть превосходно научил молодую актрису ее учитель С. Герасимов. Но нельзя не сказать, что и ученица оказалась достойной учителя.
Конечно, характер героя определен всеми эпизодами фильма, в которых он принимает участие, всеми реакциями его на события. Но как часто случается, что актеру отданы и активное участие в событиях и выигрышные для демонстрации его темперамента и мас-терства ситуации, а между тем единства и сложности характера мы не видим. Только большим актерам удается выделить главное в роли, определяющую черту характера героя и вместе с тем соотнести этот характер с общим замыслом исполняемой вещи. Может быть, этому и можно научить - не знаю. Мне кажется, что Болотовой это умение присуще, что в этом существо ее дарования. [...]
Я вижу Болотову не только в ролях подростков, не только пре-восходно воплощающей тему душевной чистоты. Я недаром подчерки-вал, что образ, который она играла в "Людях и зверях", отличается и прямотой, и независимостью, и непримиримостью, и безапелляцион-ностью, и отвагой. Эпитеты эти не случайны. Именно ими я хотел охарактеризовать принципиальную новизну образа, который играет Болотова. Поэтому я вижу в этой актрисе не только покоряющую хрупкость и беззащитность, но и нравственную силу. Мне хочется увидеть Болотову в резкой драматической ситуации, требующей от нее и страсти и силы, в ситуации героической. Одна из граней даро-вания Болотовой уже найдена. Но ведь сила актера всегда в том, что он способен играть разное: разные характеры, разное их содер-жание. Я не хочу быть пророком, не хочу гадать, но все равно я уверен, что если Болотовой будет предложена большая трагическая роль, она ее сыграет отлично.
Побережем же актрису и не будем эксплуатировать ее дарование по мелочам. Она заслуживает большего.
БЛЕЙМАН М. Жанна Болотова // Актеры советского кино. М.: Искусство, 1972. С. 43-51.