В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Образована Гильдия продюсеров России Назад
Образована Гильдия продюсеров России
Образована Гильдия продюсеров России. Ее учредительное собрание принимает устав "некоммерческого партнерства" и избирает Владимира Досталя президентом Гильдии

Представители новейшей для отечественного кино профессии осознают необходимость объединиться[1] - создать организацию, призванную защищать интересы и охраняемые законом права продюсеров и производителей в интересах всех участников кинопроцесса. Учредительное собрание образует Гильдию продюсеров России и избирает ее правление во главе с президентом Владимиром Досталем, главным инициатором объединительного процесса[2].

Само слово "продюсер" появилось в российском кинематографическом обиходе в самом начале 1990-х гг. на мутной волне кооперативного кинопроизводства и под аккомпанемент вторжения в наш театральный прокат американской продукции. Сторонняя публика, которая с различной мотивацией взялась за изготовление фильмов, с гораздо большим почтением относилась к титрам западных, нежели советских фильмов. Оттуда и был позаимствован "продюсер". Тогда и возникла в российской структуре кинопрофессий и отечественных титрах известная путаница между "организатором кинопроизводства", "директором" и "продюсером"[3].

Еще до создания Гильдии ее будущему президенту, мосфильмовскому директору Досталю, привезли по его просьбе из США сборники типовых авторских договоров, которые используются в Голливуде. Документы были переведены на русский, адаптированы к российским реалиям и стали использоваться при установлении и регулировании трудовых отношений с различными участниками проекта[4]. Уже в конце 1996 г. Гильдия предпримет попытку упорядочить и финансовые отношения в кинематографической среде, взяв за основу разработанную тем же Досталем и его коллегами по студии систему тарифных ставок, проверенных эмпирически. Эта система определяла сумму выплат чуть ли не для всех профессий, занятых в производстве: от "авторов" до осветителей и водителей. С 1997 г. этими цифрами постепенно начнут руководствоваться все профессиональные объединения.

В мае 1997 г. Гильдия войдет в состав FIAPF и станет единственным представителем России в этой организации. Что позволит российским продюсерам ощутить собственную причастность к мировому кинематографическому сообществу и процессам, в нем происходящим. С тех пор ежегодно Гильдия будет выплачивать FIAPF членский взнос в размере 26 тыс евро, которые ранее в казну мировой продюсерской организации отдавало государство как главный и единственный русский продюсер. Финансовый коллапс 1998 г., в который попадет экономика страны, естественным образом сильно ударит по продюсерской деятельности: разрушит незадолго до этого принятые и признанные сообществом тарифные соглашения и поломает с трудом созданную систему профессиональных юридических отношений. Все договоры в послекризисном кино придется создавать заново[5].

Спустя годы рынок, восстановившись, потребует от Гильдии отреагировать на изменившуюся ситуацию. Возросшее производство, обусловленное энергичным развитием телерынка и рынка театрального проката, приведет, в частности, к тому, что 8 апреля 2004 г. будет принят измененный устав. Согласно его новой версии, в Гильдию на определенных условиях теперь смогут входить не только физические, но и юридические лица - студии и компании, производящие как фильмы, так и сериалы[6]. В Гильдию вступят молодые компании ("Golden Key Ent" Владимира Кильбурга и Юсупа Бакшиева, "А-медиа" Александра Акопова, "Топ-лайн продакшн" Сергея Грибкова), а также продюсеры Валерий Тодоровский, Карен Шахназаров и Сергей Сельянов, который выступил одним из основных инициаторов реорганизации гильдии[7].

Гильдия объявит о своем намерении взять под контроль российский кинорынок. Среди первоочередных проблем первыми пунктами будут значиться упорядочение гонораров (с продюсерской точки зрения, финансовые требования актеров и сценаристов неоправданно завышены), разработка эффективного механизма давления на нарушающих обязательства сотрудников (в первую очередь это касается актеров, не соблюдающих договорные условия) и подготовка профессиональных кадров второго звена. На полученные от студий-членов средства (ежегодный взнос составит 20-25 тысяч долларов) Гильдия сможет нанимать специалистов - юристов, преподавателей на курсы по обучению киноспециальностям и проч.[8] Не менее, чем всеми этими реальными и насущными проблемами, Гильдия будет чрезвычайно озабочена досадной и болезненной для нее "частностью": несмотря на то что продюсерский факультет откроется во ВГИКе еще в 2000 г., вплоть до 2004 г. в реестре профессий РФ "продюсер" не будет зафиксирован. И письмо руководства Гильдии к президенту РФ с просьбой узаконить продюсерское существование результата не возымеет.

Анна ГУДКОВА. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. VI. СПб, Сеанс, 2004

[1] Своего рода предшественницей продюсерской Гильдии была Ассоциация независимых продюсеров, созданная Андреем Разумовским в 1991 г.

"Разумовский в 1991 г. сориентировался на людей, которые только входили в производство. Среди них было очень много людей случайных, и довольно быстро подавляющее число этих ,,независимых" переключилась на более прибыльные и выгодные сферы бизнеса, отказавшись от работы в кино. Спустя некоторое время после создания Гильдии мы начали переговоры, объединились и образовали единую структуру" (из интервью с Юрием Плечевым).

"Я был одним из организаторов и соучредителей этой ассоциации. Ассоциация Разумовского возникла в очень нелегкое для кино время. В нее вошли самостоятельные продюсеры, никак не связанные с государственными деньгами. У директоров студий и творческих объединений в тот момент были бюджетные средства и мощности, с ними активно контактировали частные фонды, у нас не было вообще ничего. В этом и заключался внутренний пафос нашей ,,независимости". Но жизнь показала, что такого рода ,,разделения" не вполне разумны. Мало значения имеет, где ты берешь деньги, какой у тебя статус... Ты либо делаешь кино, либо ты его не делаешь. И понятно, что всем, кто его делает, нужно объединяться" (из интервью с Игорем Толстуновым, генеральным директором кинокомпании "Профит").

В 1998 г. Ассоциация независимых продюсеров войдет в состав Гильдии продюсеров России.

[2] "Основная причина возникновения гильдии - желание людей определиться и соединиться по профессиональному признаку. В Союзе кинематографистов организаторы производства были не то чтобы людьми второго сорта или изгоями, но, прямо скажем, чин этот высоким не считался. Мы шли на большом расстоянии от режиссеров, драматургов, композиторов, операторов, актеров. Ни одна из существовавших в начале 1990-х гг. организаций не могла обеспечить нам защиты корпоративных интересов или помочь отрегулировать взаимоотношения работодателя и наемного работника. Именно поэтому Досталь и решил договориться с коллегами о создании Гильдии" (из интервью с продюсером Юрием Плечевым).

"Кинематография начала перестраиваться. Медленно, с ошибками, но начала. Стало ясно, что государство как единый продюсер и прокатчик постепенно перестает существовать. Жизнь диктовала необходимость разработки новых документов, договоров и проч. В самом начале существования Гильдии нас, продюсеров, было всего человек пятнадцать. Мы решили жить по-новому и принялись внедряться в экономику, несмотря на довольно значительное сопротивление государства". (из интервью с Владимиром Досталем, президентом Гильдии продюсеров России).

[3] "Давно уже пора устранить путаницу наименований ,,организатор производства", ,,директор" и ,,продюсер". Я бы начал с того, что ликвидировал как класс странную должность ,,генерального продюсера", нигде, кроме России, более не существующую. Равно как и ,,режиссер-постановщик", скажем. В нашем нынешнем производстве никто, кроме директора, которого сейчас называют ,,линейным продюсером", на самом деле, не нужен. На больших проектах появляется необходимость в более сложной продюсерской группе. Но это редко" (из интервью с Сергем Сельяновым, директором кинокомпании "СТВ").

"Содержательной аналогии работе продюсера в советские времена, по мнению нынешних профессионалов продюсерского дела, в СССР все же не было. "Подлинный продюсер - тот, кто берет на себя инициативу в поиске финансирования под создаваемый им проект, а главное - берет на себя обязательства вернуть потраченные деньги. Пожалуй, ,,ЭТО" Григория Чухрая - единственный советский случай, более-менее близкий к функционированию продюсерской системы. Директора студий выполняли функцию организаторов производства. Все остальное - это контроль: от Госкино и цензуры до траты денег. В год необходимо было снять шесть картин - не четыре и не семь. Если не находилось хороших сценариев, запускали то, что было. Набивали сценарный портфель. Иначе - лишение премий, срыв плана, позор. Никто на студиях-производителях самостоятельно не занимался прокатом. Все было в руках государства - от печати копий до выпуска на экраны" (из интервью с Владимиром Досталем, генеральным директором кинокомпании "Дом Фильм").

[4] "Эти талмуды в Лос-Анджелесе продаются повсюду долларов по тридцать. Там сформулировано все до малейших подробностей. Может быть, самым важным для нас стало то, что мы за основу взяли модель, где главное лицо - именно продюсер, а не режиссер, как всегда было в советские времена" (из интервью с Владимиром Досталем).

[5] "Тарифными соглашениями и договорами с основными авторами, которые разработала Гильдия, все мы действительно пользовались. Они были апробированы, в том числе и в судебном порядке, что немаловажно. Просуществовала эта благодать лишь год, потому что случился кризис, и все перекорежилось и обвалилось. Но до кризиса рынок имел место в основном в сфере видео и отчасти - в телепроизводстве. Сейчас ситуация восстановилась, даже на ином, более привлекательном уровне. И тарифные соглашения опять стали актуальны" (из интервью с Сергеем Сельяновым).

[6] Поначалу главы студий выступят с идеей собственной ассоциации, но после серии консультаций и переговоров примут решение о расширении Гильдии как уже существующей и достаточно опытной профессиональной организации.

[7] "Сейчас все меняется, начинается новый виток развития кинобизнеса, а что касается телепроизводства - оно уже стало вполне прибыльной сферой финансовых вложений. Собственно, начинается самое интересное - реальная жизнь Гильдии. Раньше мы могли принимать между собой какие угодно постановления, от которых не было никакого толку. Сегодня же здесь собираются люди, которые контролируют 50 % производства телефильмов, так что можно надеяться на то, что профессиональные отношения будут упорядочены. Как только разработают и подпишут межгильдийные договора, на рынке наступит разумное спокойствие" (из интервью с Игорем Толстуновым).

"В конце 2003 г. у меня, да и не только у меня, сложилось четкое ощущение, что это уже бизнес, и даже с элементами индустрии. Стало быть, надо устанавливать некие правила игры. На продюсерах лежит в том числе и гражданская ответственность за организацию всего кинематографиче?ского поля. Мы будем договариваться с актерскими агентствами, с гильдиями, с агентствами по персоналу, с юристами. Гильдия продюсеров должна быть в разы мощнее, чем она сейчас есть. Мы как раз затем и пришли сейчас в нее, чтобы обеспечить ей финансовую мощь. Отчасти мы готовы на данном этапе решать эти задачи за всех остальных - за актеров, режиссеров, сценаристов. Продюсеру по статусу положено первым озаботиться нынешней ситуацией" (из интервью с Сергеем Сельяновым).

[8] "Гильдия за свои деньги будет готовить кадры: осветителей, механиков, реквизиторов, администраторов, которым по окончании учебы будут немедленно предоставляться рабочие места. Никто, кроме нас, эти проблемы все равно не решит. Мы станем также устраивать сценарные конкурсы с серьезным призовым фондом" (из интервью с Юрием Плечевым).

14.09.1996
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=289

Док. 626524
Перв. публик.: 14.09.96
Последн. ред.: 20.05.10
Число обращений: 0

  • Досталь Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``