В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Дышите глубже`. Назад
`Дышите глубже`.
Юнна Чупринина. Со времени вашей предыдущей премьеры, картины "Копейка", прошло уже четыре года. Срок, кажется, немалый?

Иван Дыховичный. Получается, что это мой обычный перерыв между картинами. Хотя за последние четыре года я затевал несколько проектов, ни один из них не был реализован. Все дело в моей плохой репутации.

Ю. Ч. ?!

И. Д. Меня считают режиссером, не способным принести денег. Что в действительности - абсолютный миф, потому что мои фильмы никогда не имели в России нормального проката. Я пришел в кино в 1989-м, когда в кинотеатрах вместо билетов уже продавали мебель. "Черный монах" получил приз в Венеции и прошел в семнадцати странах. Страна на нем заработала, но в наших кинотеатрах картину не показывали. Снятая на французские деньги "Прорва" тоже вышла в Европе, американцы выпустили ее на видео. У нас - тишина. Да, эти фильмы можно считать арт-кино. Но зачем было конструировать океанские лайнеры, если в стране не было моря? Во времена абсолютно зрительской "Копейки" ситуация была иной. Картина несколько лет занимала первые места в видео- и DVD-рейтингах, но и она практически не попала в кинотеатры. Шесть залов, три недели - мы выручили всего 30 тысяч долларов. При бюджете в три миллиона. [...]

Ю. Ч. Сегодня, как вам кажется, мы живем в мелодраматическое время?

И. Д. Просто в данный момент времени меня взволновала именно эта история. Хотя мне говорили: смотри, какой в стране национализм, какие творятся безобразия. Но кино нельзя снимать по заказу: ничего хорошего, как правило, не получается. Не так давно одни олигархи хотели дать мне денег на фильм. Мы с Володей Сорокиным написали историю под названием "От себя" - о человеке, который уходит от себя, бежит, полностью меняет свою жизнь. Я отнес сценарий олигархам, они прочли и сказали: не верим, от денег не убежишь. А что до мелодрамы, то я уже представляю, как народ после нашего "Вдоха-выдоха" будет мучиться. Ведь все привыкли, что настоящее кино должно быть скучным, мрачным, желательно, чтобы трудно было разглядеть, что происходит. Мелодрама так вообще не может считаться искусством. Но я говорю: может. И примеров тому не счесть. Что, в романах Достоевского нет сантиментов? Еще какие! И они ничуть не мешают мыслям. Я здравый человек. Если Достоевский и Бунин выдержали такие тиражи, значит, в них заложено что-то, способное задержать внимание, привлечь, заставить сопереживать. Я, кстати, хотел снимать для телевидения "Идиота" - семь лет назад. Но мне возразили: Ваня, у тебя и так неважная репутация, а ты еще и Достоевского приволок, ну кому он нужен?

Ю. Ч. Ну так когда дело было, может, он и не оказался бы востребованным?

И. Д. Я не могу думать о "востребованности". Разложить все по полочкам и рассчитать можно только тогда, когда вы снимаете заведомую халтуру.

Ю. Ч. Например, блокбастер?

И. Д. Конечно, если вы строите самолет, который должен перевозить триста человек, вы должны учесть все, любую мелочь. И я, скажем, с большим уважением отношусь к обоим "Дозорам" - там достаточно упоров и стропил, чтобы удерживать зрительское внимание. Но мы-то с вами говорим о картинах с заведомо меньшим бюджетом. А такие проекты подчиняются иным законам.

Ю. Ч. Какой бюджет у вас?

И. Д. Миллион двести тысяч.

Ю. Ч. Госкино как-то участвовало?

И. Д. Я даже не просил. После "Черного монаха" я не получил от государства ни копейки. [...] Но произошла уникальная вещь. На меня вышел человек, который любит мои картины настолько, что предложил миллион на новый фильм. Он сказал: я не буду никуда влезать, просто снимайте кино, которое мы с вами любим. То есть поставил самую сложную задачу. Подписаться на заказ "настоящего" кино - это то же самое, как гарантировать, что твой нерожденный ребенок будет красавцем и интеллектуалом.

Ю. Ч. Получилось?

И. Д. Не мне судить. Я всегда снимал фильмы практически без слов, в этом - много монологов, прямой речи. Здесь нет подкола, стеба, все сказано ясно и открыто, откровенно. Будет ли это востребовано? Так получается, что я в своих фильмах немного опережаю время. Возьмите "Копейку", которую сегодня каналы с руками отрывают. А в свое время один продюсер отказался от этого проекта со словами: "Ваш фильм - вне жанра". Сегодня оглянитесь - у нас все вне жанра. [...]

ЧУПРИНИНА Ю. "Дышите глубже". Инт. с И. Дыховичным // Итоги. 2006. N 14

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=302

Док. 626549
Перв. публик.: 20.05.06
Последн. ред.: 20.05.10
Число обращений: 0

  • Дыховичный Иван Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``