В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Об Александре Адабашьяне.... Назад
Об Александре Адабашьяне....
Об Александре Адабашьяне впервые заговорили в семидесятые годы в связи с постановками Никиты Михалкова. С каждым новым фильмом его имя становилось все более и более заметным. В слаженной михалковской команде Адабашьян - так казалось со стороны - играл роль своеобразного мозгового центра, интеллектуальной опоры для чувственного гиганта Михалкова. Когда в отношениях назрел кризис и Михалков выпустил первый фильм "без Адабашьяна", в кулуарах злословили, что вот теперь-то король сразу предстанет голым. Но жизнь опровергла схему: самые большие заграничные успехи ждали Михалкова впереди. Что касается Адабашьяна, он достаточно быстро освободился от вспомогательных ролей (сценариста и художника), чтобы предстать самостоятельным кинематографистом. То есть режиссером. Пока не михалковского ранжира, но все же. Немногословный и несветский, он не создавал имидж, не делился творческими прожектами. За кадром осталась вся сложнейшая работа по поиску финансистов, которые обнаружились не в Москве, а в Париже. И свой режиссерский дебют "Мадо..." Адабашьян снял как чисто французский фильм, включенный на Каннском фестивале в программу "Перспективы французского кино" и отхвативший в ней главный приз. О российском происхождении парижски-субтильной "провинциальной мелодрамы" напоминал только Олег Янковский в роли обласканного славой европейского режиссера - чуть ли не Бертолуччи. Это произошло еще несколько лет назад - до того, как в игру вступила новая кинематографическая генерация. Будучи (не по возрасту - по биографии) представителем генерации старой, Адабашьян сразу выделился в ней качеством, которого не оказалось у других наших кинематографистов, принявшихся штурмовать западную систему на первой волне перестройки. Адабашьян не тусовался годами в парижских и берлинских салонах, не получал спонсорских подачек и бесконечных стипендий от разных благотворительных академий и фондов. Его путь - путь маргинала, "тихушника", который незаметно, стабильно, не спеша делает свое дело. Вероятно, не обошлось без влияния Михалкова и его системы связей. Но не это главное. Главное, что Адабашьян вооружен всем, что необходимо для трудовой западной киножизни. Безупречный (французский) язык. Знание законов драматургии, работы с актером, арт-режиссуры, монтажа. Способность снимать маленькой группой. Отсутствие гигантомании (погубившей многих) и умение сосредоточиться на проекте реалистического масштаба. На сегодняшний день Адабашьян - автор "Мадо...", обладатель премии "Европа Чинема" имени Феллини (лучшему европейскому сценаристу). Он имеет хорошую, спокойную творческую репутацию не только во Франции, но и в Италии. Кстати, его новый проект должен осуществляться на Корсике.

ПЛАХОВА Е. Российская формула киноуспеха // Сеанс. 1994. N 9.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=13

Док. 626568
Перв. публик.: 20.05.94
Последн. ред.: 20.05.10
Число обращений: 0

  • Адабашьян Александр Артемович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``