В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Казначейский контроль и некоторые вопросы повышения бюджетной дисциплины Назад
Казначейский контроль и некоторые вопросы повышения бюджетной дисциплины
Основной предпосылкой перехода от системы банковского исполнения бюджета к казначейской стал августовский кризис 1998 г., когда кассовое исполнение бюджета через коммерческие банки стало "невозможным" (Т. А. Деревянченко). Поэтому данный переход в какой-то мере можно назвать вынужденным. В тот период приходилось оперативно "подгонять" нормативное регулирование под сложившуюся ситуацию в российской экономике. Так, в короткие сроки был принят "Порядок исполнения в 1999 году росписи доходов, расходов и источников финансирования дефицита Федерального
бюджета" N 37н от 17 мая 1999 г. Порядок определял правила исполнения сметы (росписи) по доходам и расходам федерального бюджета, утверждаемой Министерством финансов РФ. В настоящее время уже сформировалась нормативно-правовая база по регулированию деятельности Федерального казначейства. Это, помимо Конституции РФ и Бюджетного кодекса РФ, Положение "О Федеральном Казначействе", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N703; Регламент Федерального казначейства, утвержденный Приказом Федерального казначейства от 10 апреля 2006 г. N 5н; Порядок составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденный Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 27 ноября 2007 г. N 120н; Правила осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. N 85н; и другие нормативно-правовые акты. Согласно Положению о Федеральном казначействе, Казначейство России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. По распределению государственных полномочий Федеральное казначейство выполняет функции федеральной службы, то есть является государственным органом по контролю и надзору за исполнением бюджетов. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Контрольные мероприятия, которые вправе
осуществлять Федеральное казначейство, состоят в предварительном и текущем контроле за ведением операций со средствами федерального бюджета. Согласно ст. 265 Бюджетного кодекса РФ,
предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов
законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских
слушаний и в связи с депутатскими запросами. Следует упомянуть, что Бюджетный кодекс РФ предусматривает проведение законодательными органами еще и последующего контроля - в ходе
рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Однако, в соответствии с Кодексом, Федеральному Казначейству, как
органу исполнительной власти, а не представительной, не присущ такой вид финансового контроля. Однако в литературе указывается, что в случае последующего финансового контроля "определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, намечаются пути предупреждения и меры по их устранению" [1, c. 153]. А в соответствии со статьей 284 Бюджетного кодекса РФ руководители Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями) имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством
Российской Федерации случаях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств
федерального бюджета в кредитных организациях. Фактически Казначейство России вправе применять санкции, то есть осуществлять последующий контроль. В связи с этим представляется целесообразным внести соответствующие изменения в Бюджетный
кодекс РФ и Положение о Федеральном казначействе, дополнив контрольные функции Казначейства осуществлением последующего
контроля. Статья 267 Бюджетного кодекса РФ наделяет Федеральное казначейство определенными контрольными функциями. Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N63-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ введена статья 93.4, регулирующая особенности исполнения денежных требований по обязательствам перед Российской Федерацией. Одним из важнейших положений данной статьи является то, что исковая давность, установленная гражданским законодательством Российской Федерации, не распространяется на требования Российской Федерации, возникшие:
- в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов
и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков;
- в связи с предоставлением и (или) исполнением Российской Федерацией государственных гарантий Российской
Федерации;
- по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской Федерации;
- из договоров и иных сделок об обеспечении исполнения указанных обязательств.
Надо сказать, что до этого основной срок исковой давности для привлечения к ответственности за невозвращение кредита в бюджет определялся нормами Гражданского кодекса РФ и составлял три года.
В настоящее время исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, регулируется ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с другими необходимыми документами, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального
бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. При этом возвращение исполнительного документа (по любому из оснований) взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ. Орган Федерального казначейства ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством. Федеральное казначейство также ведет учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляются органами Федерального казначейства на основании
следующих документов (в электронном виде, а при отсутствии электронного документооборота - на бумажных носителях). Федеральное казначейство России осуществляет санкционирование расходов федерального бюджета. Пунктом 5 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ установлено, что санкционирование оплаты денежных
обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с
положениями Бюджетного кодекса. Основным таким документом является договор или государственный контракт. В Письме Министерства Финансов и Федерального казначейства "О разъяснении отдельных положений по вопросам санкционирования расходов федерального бюджета" от 8 апреля 2008 г. разъяснено, что поскольку законодательством Российской Федерации на органы Федерального казначейства не возложены полномочия по осуществлению контроля за соблюдением получателем средств федерального бюджета процедуры размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, то правовые основания в отказе санкционирования расходов федерального бюджета в связи с тем, что получателем бюджетных средств вместо договора представлен государственный контракт или наоборот, отсутствуют. Другими словами нет разницы в том, какой из этих двух документов будет представлен: договор либо госконтракт.
Следует отметить, что, несмотря на то, что Минфин России, вправе издавать приказы в порядке контроля деятельности Федерального
казначейства и координации его деятельности, Федеральное казначейство самостоятельно в осуществлении своих полномочий,
установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства.

Литература
1. Финансовое право / Отв. ред. Н.И.Химичева. М., 2005./

Куджев Арсен Ауесович - первый заместитель руководителя следственного отдела по г.Черкесску Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Карачаево-Черкесской республике, соискатель кафедры финансового, предпринимательского и информационного права Ставропольского государственного университета

Док. 626573
Перв. публик.: 20.05.05
Последн. ред.: 20.05.10
Число обращений: 0

  • Куджев Арсен Ауесович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``