В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Век невинности остался в прошлом` Назад
`Век невинности остался в прошлом`
ЗАЙМЕМСЯ ЛЮБОВЬЮ

"Декларативное и очень красноречивое название последнего фильма Дениса Евстигнеева звучит скорее вопросительно, нежели утвердительно. Так называемый ,,новый" зритель, выросший и сформировавшийся в вольнолюбивые 90-е, свободный от былых запретов и комплексов и не сомневающийся в том, что ,,секс у нас есть", ответит на предложение Евстигнеева радостным согласием.

[...] ,,Любовь" - так назывался дебют в большом кино Валерия Тодоровского, сверстника Евстигнеева. То был едва ли не единственный фильм переходного времени, сумевший не только поведать о ,,наболевшем" и ,,насущном", но и не растратить, не пустить на самотек родительский (в широком смысле) опыт - чувств и профессии. И без перестроечной пошлости рассказать о традиционно запретном (для советского кино) как о никогда не запрещавшемся. [...]

Прошло десять лет. ,,Любовь" инволюционировала в ,,Займемся любовью". Знаковое название обозначило закономерную смену понятий, взглядов, восприятия, обретение нового опыта etc. Немыслимое еще десять лет назад, оно слишком явственно прочертило диаграмму ментальности homo postsoveticus. [...]

Культура жанра у нас все еще не сложилась и, судя по фильму Евстигнеева, сложится не слишком скоро.

Прежде всего, это проблема не столько индивидуальной режиссуры, сколько коллективного мышления. Ведь чужими являются и мифология, и реальность, которым наш кинематограф стойко сопротивляется и безропотно отдается одновременно.

Бесчисленные ,,американские пироги", вдохновившие, по-видимому, и сценариста ,,Займемся любовью" Арифа Алиева, - явление отнюдь не случайное, а значит, социально мотивированное. Так называемое ,,психоаналитическое" кино никогда не ответило бы потребностям зрителя, не лечило бы комплексы массового человека, не будь в нем подорван сам принцип ,,психоанализа", отрефлексирована его мнимая польза и эффективность. А для этого необходимо совершенно особое видение материала - не как проблемы, но как способа ее разрешения. Именно этого видения лишен не только Денис Евстигнеев, но и весь постсоветский народ в целом. Желание снять свободное, незакомплексованное и при этом прибыльное кино продолжает казаться запретным и до конца неосуществимым. Но греховность намерений только подхлестывает желание. [...]

Нынешняя готовность российского зрителя к восприятию некогда подцензурной информации бесспорна и сомнений не вызывает. Фильм Д.Евстигнеева имеет шансы на успех на своем пока еще пустующем в отечественном кино жанровом этаже и у публики ,,до шестнадцати, но не старше". Другое дело, что без необходимого потребительского опыта качество производимого продукта, как в эпоху дефицита, принципиальной роли не играет. Не только для потребителей, но и, увы, для производителей".

Евгений ГУСЯТИНСКИЙ "Век невинности остался в прошлом". ИК N 6, 2002

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=304

Док. 626579
Перв. публик.: 20.05.02
Последн. ред.: 20.05.10
Число обращений: 0

  • Евстигнеев Денис Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``