О фильме "Дядя Ваня"
Было известно, что в роли профессора - Владимир Зельдин, и, стало быть, мы увидим не старика на покое, а фигуру подтянутую, энергичную, элегантную. Так и оказалось. Зельдин был бодр, он был, так сказать, специально, заранее бодр, по роли, но одновременно и сам по себе. В том состоянии, в котором актер явился в павильон, ему было легко начать репетицию так, как просил режиссер.
[...]
Что нужно Кончаловскому? Ему нужен контраст. Ему нужно, чтобы Серебряков настолько же был поглощен мыслью о трактате, который он, обогатившись новыми впечатлениями (выстрел тоже входит в эти впечатления, может быть, даже как главная часть входит), создаст назидание потомству, настолько дядя Ваня и остальные были заняты своими невеселыми мыслями. Так что "тон" отъезду, как это ни странно на первый взгляд, задает именно Серебряков. Он один активен, он один знает, что нужно делать, он советует, наставляет, словом, он - прежний. Но именно оттого, что главенствующая фигура в этот трагический час не кто иной, как профессор, в эпизод и входит и нота юмора.
[...]
Кончаловский просит Зельдина особенно не доктринерствовать, не показывать своего превосходства: он настолько в нем уверен, что демонстрировать его незачем. Серебряков сейчас скорее артист, пробующий свои силы, нежели проповедник. Трактат в нем еще складывается, это пока не сочинение, а приятная мысль о нем. Но все же, когда к будущей брошюре находится вдруг и заголовок "Надо дело делать", он не может сдержать своего довольства.
ЛОРДКИПАНИДЗЕ Н. Путь к образу // Искусство кино. 1973, N 3, С. 82-84.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=2912
Док. 626603 Перв. публик.: 20.05.80 Последн. ред.: 20.05.10 Число обращений: 0
Зельдин Владимир Михайлович
|