В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Почти мальчиком он сыграл у Юлия Райзмана.... Назад
Почти мальчиком он сыграл у Юлия Райзмана....
Почти мальчиком он сыграл у Юлия Райзмана и Андрея Тарковского - с первыми режиссерами Евгению Жарикову повезло. Однако фильмы А если это любовь? (там у Е. Ж. роль совсем небольшая) и Иваново детство (ладненький старший лейтенант Гальцев - один из главных персонажей) остались на отшибе его актерской карьеры, на правах эпиграфа.

Отсчет мог начаться от шестидесятнической воздушной комедии Три плюс два, если бы обаяние и "милая простота" его безусловно положительного героя были поставлены на конвейер, что тогдашний контекст вроде бы и предполагал. Однако в жизни Е. Ж. случился конвейер иного рода: по долгосрочному контракту со студией "DEFA" в бесконечном учебном сериале для изучающих русский язык Е. Ж. изображал русского человека на рандеву с немецкой действительностью в самых разнообразных бытовых ситуациях ("Извините, нельзя ли снять номер в вашей гостинице?" - "Могу предложить вам комфортабельный полулюкс" и т. п.). Конечно, приличный актерский тренинг: до шести персонажей в серии, а всего этих серий было больше шестидесяти.

Впоследствии благодаря "DEFA" он поучаствовал не в одной социалистической копродукции. И все же, наверное, за те три года многие герои кино ранних советских шестидесятых, лирические и характерные, прошли мимо него - и, возможно, некоторые из них прошли напрасно. Позже, двадцатишестилетний, он сыграл надломленного старика в Продавце воздуха - фильм рассыпался в памяти, а та роль осталась, и таких в его фильмографии могло быть больше.

Своей роли Е. Ж. дождался в семидесятые: Николай Кондратьев, "комиссар милиции", герой насквозь советского и отчаянно любимого народом сериала Рожденная революцией. От деревенского паренька ("мы пскопские, мы прорвемся...") до седовласого генерала Кондратьев продвигался по милицейской службе постепенно и неуклонно - серия за серией, звание за званием. И точно так же - от фильма к фильму - изменялись числом и размером звездочки на погонах военных героев Е. Ж.: началось со старлея Гальцева, а потом - капитаны, полковники, генералы, маршалы и так вплоть до генералиссимуса.

Пожалуй, Сталин в Троцком - единственная его роль в новом кино, которая оказалась на виду и могла стать важной, если бы отец народов уже в сценарии не был низведен до существа одноклеточного. Других заметных актерских работ у Е. Ж. в восьмидесятые-девяностые не было (хотя снимался он немало: до четырех ролей за год). Гораздо значительнее его общественная деятельность. Президент Гильдии киноактеров и фестиваля "Созвездие", он - чуть ли не единственный, кто ведет постоянную, столь же старомодную, сколь и необходимую работу, поддерживая собратьев по профессии. Это постоянство смотрится в шкурную эпоху так же непривычно, как и его многолетний и верный брак с актрисой Натальей Гвоздиковой.

Любовь Аркус

Дмитрий Савельев


Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=317

Док. 626709
Перв. публик.: 21.05.01
Последн. ред.: 21.05.10
Число обращений: 0

  • Жариков Евгений Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``