В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О фильме `Возвращение` Назад
О фильме `Возвращение`
О фильме "Возвращение"

В фильме Андрея Звягинцева "Возвращение" [...] мы сталкиваемся [...] с готовностью принять инопланетное существо, именуемое отцом. Правда, вектор событий на первый взгляд кажется противоположным: обозначается решимость вдруг объявившегося отца произвести инициацию своих мальчиков и тем самым передать им избранничество. Кажется даже, что программа действий продумана им до мелочей, хотя по сюжету фильма окончательное решение было внезапным. Тем не менее, каждый жест демонстративен: "вот так ведут себя мужчины", "так ставят палатку", "так ловят рыбу", так дают сдачи (обидчику).

Вроде бы мальчики должны пребывать в непрерывном восхищении - у них ведь не просто отыскался папа, но такой, который всем отцам отец. Разве это не свершившееся чудо, разве оно не из сферы сокровенных детских мечтаний? Однако что-то не работает. [...]

Что же делают не так герои "Возвращения" - прежде всего отец, почти буквально пытающийся реализовать эталонную программу? Почему эталон превращается в самопародию?

Ошибка, если это можно назвать ошибкой, состоит в неверной скорости, в чудовищной торопливости блудного отца, намеревающегося искупить вину своего отсутствия за пару дней. Вспомним теперь Мандельштама:

Нет в мире силы, способной ускорить

Текущего меда струю...

Нельзя выучить иностранный язык за неделю, приобрести друга за день, сделать скрипку за выходные. Вообще ничего подлинного и настоящего нельзя обрести в таком "ускоренном темпе", его можно только подделать. Ускоренная программа отцовства не просто бесполезна, она во всех смыслах разрушительна - и фильм очень точен в этом отношении. Сбои возникают с самого начала. Младший сын почти сразу переходит к "восстанию против отца", что одновременно является протестом против неустранимой фальши всей ситуации. Старший, который успел накопить больше тоски по отсутствующему отцу, отцеприимен до последнего, но и он, в конце концов, переходит на сторону брата. Поскольку понимает: не так становятся мужчинами и не так обретают право первородства. Отец, вроде бы, делает все, что можно, но все, что он делает, выдает в нем мастера скоростного соблазнения, руководствующегося логикой краткосрочных инвестиций. Пожалуй, нет сомнений в его искренности: ясно ведь, что и мать своих сыновей он любил - ровно столько, насколько любви хватило. Да и сыновьям он отдает весь запас своего отцовского - что же делать, если запас этот так мал и втиснут в экзистенциальную скороговорку... Приблизительность в таких вопросах фатальна, и в притче Андрея Звягинцева фатальная неточность (оплошность) отца приводит и к совершенно буквальному срыву. "Затея сорвалась", это яснее ясного, но возмездие, настигающее героя, не несет в себе ничего персонального.

[...] Очень важно то, что происходит потом. Когда отец становится слаб и беспомощен, мальчики ведут себя как Сыновья: они исполняют свой долг, не уступая греческим героям. Но это потому, что теперь они знают, что делать; потому что их мир устроен так, что сыновья в нем отцеприимны, а отцы слабы и беспомощны. И эта программа, в отличие от утраченной, не дает сбоев. Но и не влечет никакой благосклонности свыше: ведь не свыше она и устанавливалась. В сумме потерь, понесенных цивилизациями Запада, утрата отцовского сопровождения мальчиков одна из самых трагичных".

СЕКАЦКИЙ А. Отцеприимство // Сеанс, 2005, N 21/22

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=340

Док. 626734
Перв. публик.: 21.05.05
Последн. ред.: 21.05.10
Число обращений: 0

  • Звягинцев Андрей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``