В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рустам Ибрагимбеков `Легко шить на мертвого`. Назад
Рустам Ибрагимбеков `Легко шить на мертвого`.
"Никита, как известно, младший брат Андрона Кончаловского, с которым мы начинали ,,Белое солнце пустыни". Когда я стал бывать в этом доме, я познакомился и с Никитой. В 71-м году я написал по его просьбе сценарий для его дипломной картины ,,Спокойный день в конце войны". На ,,Мосфильме" все были недовольны тем, что режиссер за две недели снял полнометражную картину на деньги, которые были отпущены на двухчастевку. Заставили ее порезать до 45 минут. Это не могло не сказаться на ее качестве, но два года назад на Московском фестивале была моя ретроспектива, и начиналась она с этой картины. На всех она произвела приятное впечатление. Из нее уже можно было понять, что в кино пришел очень сильный, интересно мыслящий режиссер.

Природа же нашего конфликта только на первый взгляд связана с какими-то имущественными проблемами, проблемами недвижимости, но на самом деле носит характер скорее идеологический. В последнее десятилетие так получилось, что я возглавляю Конфедерацию Союзов кинематографистов, которая является правопреемницей Союза кинематографистов СССР и отличается от всех подобных конфедераций тем, что в ее состав входят и три Прибалтийские республики. Я это связываю с тем, что еще до того как распался СССР мы приняли самостоятельное решение - разжали железные объятия союзного ведомства и перешли на конфедеративные отношения. То есть принцип такой: все Союзы равны, все имеют один голос, Россия имеет 5 голосов, поскольку у нее 5 крупных киноорганизаций. Автоматически каждый руководитель российского Союза становился сопредседателем Конфедерации: был Соловьев, потом пришел Никита Сергеевич, мой друг и товарищ. Я, как и все, был безумно рад, потому что он после пятого съезда находился в легкой, хотя ощутимой оппозиции к Союзу кинематографистов. Просто обиделся и долгое время не ходил в союз и старался ни с кем из его руководителей не иметь дела. И вот он стал сам руководителем Союза. Мы все были безумно рады.

- Вы в момент избрания поддерживали его?

- Мне кажется, его поддерживали все кинематографисты. Все понимали, что это наиболее яркая и влиятельная фигура в российском кино и безусловный авторитет во всех остальных национальных кинематографиях. Я даже себе позволил потом грустную шутку: ,,Никита, я хотел, чтобы ты стал отцом всех кинематографистов, а ты стал отцом Димы Пиарунского". Выбрал Диму, а не нас. И сразу же объявил, что Союзом должны руководить менеджеры со стороны - это был главный неверный посыл... Пришли менеджеры и привнесли все то, чем больно общество в целом.

- А что за персонаж Пиарунский?

- Это очень толковый научный работник в прошлом, очень сильный менеджер, но абсолютно не понимающий природы общественной организации, долго убежденный в том, что все киностудии тоже подчинены Союзу кинематографистов. Он не понимал, что это - организация, которая ничем не управляет. Это - объединение творческих работников, задачи которого защищать интересы киноискусства. Защищать одним только способом - поддерживая талантливых людей. Михалковский Союз кинематографистов вместо организации, которая должна была отстаивать интересы кино и кинематографистов, решил управлять кинематографом и денежными потоками в кино. Ни один из их проектов не реализовался. Года полтора мы занимались разработкой раздела союзной кинособственности. Все подписали соглашение: Киноцентр остается нашим общим имуществом и там записано, что это - акционерное общество, у которого главное назначение - это доходы для поддержания Союзов кинематографистов, то есть акционеров, потому что все Союзы являются акционерами этого общества. Конфедерация не является акционером. Но менеджеры, приглашенные Михалковым, решили по-другому: они сказали, что раз здание находится на территории России, то надо забрать. Прибалты не удивились: мы же говорили, что рано или поздно кончится этим. К сожалению, для захвата Киноцентра были использованы все возможные рычаги влияния, а влияние у Михалкова в стране огромное.

- Усиливающееся, судя по всему?

- И усиливающееся. В результате мы судимся. Все национальные кинематографии судятся с российской кинематографией - само по себе уже это абсурд. На последнем съезде России я выступал и очень резко критиковал ситуацию, когда, по сути говоря, российский Союз перестал существовать как общественная организация, на что-то влияющая. Нельзя назвать ни одного творческого проекта, который был бы инициирован российским Союзом. Какие творческие замыслы этот Союз отстаивает? Никаких. Молодежь перестала ходить в Союз - теперь это мертвая организация. Я процитировал кого-то из классиков: ,,легко шить на мертвого, но очень хотелось бы одевать живых". Конечно, всякая администрация - вольно или невольно - хочет упростить для себя ситуацию и ,,шить на мертвых". Я вспомнил в связи с этим одного заместителя директора киностудии в Баку, который как-то меня встретил и сказал: ,,Рустам Ибрагимович, все замечательно, мы навели порядок на киностудии, вот сейчас бы еще избавиться от съемочных групп - и тогда у нас полный ажур".

[...] - Может быть, это не перерождение, просто человек делит себя на руководителя Союза и творческую личность. Как творческая личность он хочет с вами общаться, как руководитель Союза он считает нужным с вами бороться?

- Так и есть. [...] Он сам себе приказывает и якобы оказывается в плену собственных приказов. В результате организация себя противопоставила. Хочет он того или не хочет, - российский Союз против всех остальных национальных кинематографий. Это противоречит просто политике России! Поразительно то, что одновременно с этим вдруг началась борьба с московским Союзом кинематографистов. Одновременно с этим началась борьба с ,,Никой"... Союз кинематографистов России - это уже некий центр агрессии, который ведет войну по всем направлениям. Слишком большой круг людей оказался обиженным руководством собственной организации. Ведь когда Союз кинематографистов России борется с ,,Никой", он борется с пятьюстами членами своего Союза. Огромный отряд кинематографистов оказывается в конфликтной ситуации внутреннего раскола. Российский Союз выходит из Конфедерации, а московский Союз кинематографистов не выходит из нее. Любые руководители подали бы в отставку, потому что всего там 6 тысяч членов союза, 4 тысячи из них, москвичи, не выполняют решение. Что это такое, как не тяжелейший кризис? И тем не менее продолжается такое последовательное наступление по всем направлениям, цель которого, я сейчас начинаю понимать, - разрушить киносообщество.

- В масштабах этой борьбы были опечатаны ваши кабинет и помещение в Доме кино на Васильевском?

- Да. Но это как бы видимая часть айсберга. Когда мы отдавали и эти здания (Дом кино. - Ред.) российскому Союзу, мы говорили о том, что мы оставляем за собой 6 комнат для деятельности Конфедерации - и там написано ,,бессрочно и безвозмездно". Но почему так вдруг спешно и такими несвойственными нашей среде методами с нами расправляются? Я это объясняю только одним. Все-то думают, что это месть за то, что проигран процесс в Киноцентре, что им нужен кабинет для Игоря Масленникова. Но главное - другое. Главное - то, что объявлено: два этих здания - Дом кино и Союз кинематографистов - будут поставлены на ремонт. Что такое ремонт этих зданий? Это многомиллионные вложения. Этих денег у российского Союза нет.

[...] - Со стороны кажется иногда, что эта агрессивная политика Союза кинематографистов совпадает по времени с демонстративным сближением самого Михалкова с властью.

- Я бы не стал это связывать хотя бы потому, что совершенно очевиден поворот государственной политики в сторону сближения со странами СНГ. Однако то, что делает российский Союз, по природе своей очень похоже на те процессы, которые происходят внутри страны: попытка утвердить жесткую вертикаль власти, четкую соподчиненность, жить по принципу: ,,если вы гражданские такие умные, то почему же вы строем не ходите?". Попытка выстроить всех наблюдается во многих сферах жизни России. И поразительно, что общественная организация, которая как раз должна была бы этому противостоять, шагает в первых рядах, провозглашая: ,,Даешь жесткую вертикаль власти!". Все это не может не огорчать меня как члена Союза более 35 лет".

Рустам Ибрагимбеков "Легко шить на мертвого". Интервью Павла АПРЕЛЕВА. Московские новости N 14, 2002

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=355

Док. 626767
Перв. публик.: 21.05.02
Последн. ред.: 21.05.10
Число обращений: 0

  • Ибрагимбеков Рустам Мамед Ибрагимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``