В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Общесоюзную известность принес Елене Яковлевой фильм Интердевочка. Назад
Общесоюзную известность принес Елене Яковлевой фильм Интердевочка.
Общесоюзную известность принес Елене Яковлевой фильм Интердевочка. На экране появилась безусловно положительная героиня, обладающая всеми традиционными достоинствами русской женщины: душевностью, преданностью друзьям, способностью к самоотверженной любви. При этом она совершала два тягчайших греха в понимании советского человека: продавалась за валюту и покидала Родину. Внешность обыкновенной симпатичной женщины придавала образу Тани значение нового символа русской Психеи, ради пропитания торгующей телом и крепко обиженной на страну рождения. Сильный характер, нацеленный на борьбу за существование, не избавлял интердевочку Е. Я. от душевной неприкаянности, а фатальное давление обстоятельств вынуждало идти на крайности, не свойственные ее мягкой природе. Слабость, которую заставили стать силой, становится одним из основных мотивов игры актрисы, совпадая с общей тональностью женского существования в переходный период. Обладая способностями к характерологии, Е. Я. вполне использует их только в фильме Петра Тодоровского Анкор, еще анкор! в острокомедийной роли распутной, вздорной и язвительной офицерской жены, утрируя свойственный ей легкий украинский акцент до гротескно-юмористической характерной краски. Восклицание "Но как это неинтеллигентно!" с украинским произношением "г" мгновенно входит в пословицу. Однако главные героини актрисы лишены резкой характерности, хотя и четко очерчены, и в жестокой борьбе между потаенными запасами душевного тепла и суровыми приказами судьбы закаляются как сталь. Уже на первых порах работы в кино Е. Я. утвердилась в качестве зрелой молодой женщины, драматической героини с изрядным опытом, миновав тему зари туманной юности. Она сыграла в телевизионной ленте Леонида Пчелкина Сердце не камень по Островскому, обозначив связь между положительностью советского образца и традиционными русскими женскими добродетелями. Если современные героини актрисы частенько путались в нравственных показаниях, несмотря на то, что их изначально чистая душа посылала им верный ориентир, Вера Филипповна преодолевала все соблазны с помощью стойкой религиозности, которая в исполнении Е. Я. была интимной частью ее души.

Вторая волна широкого зрительского признания пришла к актрисе после роли княжны Анны в сериале Петербургские тайны. Гонимая роком Анна, классическая жертва судьбы, вобрала многие мотивы предыдущего творчества актрисы: жизнестойкость при отсутствии ярко выраженного жизнелюбия, слабость, переплавляющуюся в незаурядную силу, душевную мягкость, не допускающую, впрочем, унижения своего человеческого достоинства. Опустившись с социального верха на самое дно, утратив молодость и красоту, Анна не теряла, а находила себя, обратившись из милой, но неопределенной барышни в существо порядочное и надежное. Ясное моральное направление этого образа указывало аудитории на возможную модель поведения хорошего человека в плохие времена. Откровенный мелодраматизм яковлевской игры оставался в рамках приличного тона и присущего актрисе чувства меры: ей не свойственны вульгарные истерические интонации и грубые перепады течения речи. Вариации на древнюю тему "вечно женственного в помойной яме" Е. Я. исполняет без надрыва и непрестанного оплакивания горькой женской доли. Этот выстраданный в борьбе с судьбой стоицизм является подсознательным мироощущением главных героинь актрисы, вынужденных бороться не за любовь или нравственные идеалы, но за саму жизнь, свою или близкого существа. Ее женственность, которая может быть отчасти комической, абсолютно лишена демонизма и экспансии, а потому постоянно обрекает свою носительницу на участь жертвы. Этот женский тип относится к числу наиболее распространенных, и между Е. Я. и массовой аудиторией нет никаких преград. Мгновенно возникающее у зрителя чувство хорошего и давнего знакомства позволило актрисе осваивать роли большой протяженности, а сохранение ее героинями человеческого достоинства под ударами судьбы несло четкий положительный урок. Миловидность Е. Я., во внешности которой нет ничего резкого, скромное обаяние умеренно развитой душевности, мелодичный голос - все это способствовало ее укреплению в амплуа добродетельной героини мелодрамы, заслонив характерные возможности. Но мысль о том, что добродетель может вести порочный образ жизни под гнетом обстоятельств и при этом сохраниться незапятнанной, оказалась наиболее востребованной временем.

Татьяна Москвина



Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. III. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1099

Док. 626788
Перв. публик.: 21.05.01
Последн. ред.: 21.05.10
Число обращений: 0

  • Яковлева Елена Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``