В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Никто не хотел забывать Назад
Никто не хотел забывать
Практически все обращали внимание на "загадочность" актера, удивлялись двойственности его актерского лика, тому, что совершенно разные режиссеры поручали ему совершенно разные роли - со знаком плюс и со знаком минус. Это свидетельствовало о том, что Будрайтис не попал под рубрику "типажности", предложения были действительно разноплановыми. Уже в первые годы работы в кинематографе о сыграл Дитриха в фильме "Щит и меч" (1967-1968) на киностудии "Мосфильм", короля Французского в картине "Король Лир" (1970) Г. Козинцева на "Ленфильме", главные роли в лентах "Девушка в черном" (1967) на киностудии "Таллинфильм", "Эта проклятая покорность" (1971) на Литовской киностудии, "Рудобельская республика" (1971) на "Беларусьфильме", множество эпизодических ролей. Каждую свою роль актер исполнял с полной отдачей, расцвечивая ее новыми интересными красками, будь то литовский бедняк крестьянин Миколюнас ("Эта проклятая покорность"), король Французский, комиссар Соловей ("Рудобельская республика") или американец Бен Кроу ("Четвертый", 1972). Последние две, как и ряд других, которые мы не называем, - эпизодические, но и в таких ролях Будрайтис проявляет высокое искусство перевоплощения, которым отлично владеет. Столь широкую популярность в среде кинематографистов актеру создали не только отличные внешние данные: врожденная грация, пластичность, но и внутренние черты дарования: строгость, такт в отборе выразительных средств, "абсолютный слух" в отношении стилистики фильма.

И все же одной из первых принципиальных удач после фильма "Никто не хотел умирать" для Будрайтиса стала роль в литовском фильме "Чувства" (1968) режиссера А. Грикявичюса, где художественным руководителем был тот же В. Жалакявичюс. Не исключено, что именно по его совету Будрайтису выпало сыграть рыбака Андрюса: ведь именно В. Жалакявичюс советовал молодому актеру отбирать в многочисленных предложениях режиссеров различных студий страны такие роли, которые позволяли бы попробовать себя в различных амплуа, или, по крайней мере, "роли-перевертыши", где персонаж оказывается вовсе не тем, за кого себя выдает. Именно это стало определяющим для актера впервые 10-15 лет работы в кино. Может быть, поэтому он и не отклонил предложение В. Журавлева, снявшись в главной роли фильма "Человек в штатском", где советский разведчик Сергей действует под именем венгерского графа.

Но вернемся к фильму "Чувства", где Будрайтису выпала возможность сыграть роль контрастную дебютной. И Йонас Локис, и рыбак Андрюс выросли в литовской деревне, и того и другого мы видим в период острого классового противостояния, вызванного наступлением Красной Армии, завершением Второй мировой войны и установлением советской власти в Литве. Но они не имеют ничего общего ни в психологическом, ни в нравственном плане. Как, впрочем, и латиноамериканцы Пабло и Фелицио из фильмов В. Жалакявичюса "Вся правда о Колумбе" (1970) и "Это сладкое слово - свобода!" (1972). Но все они - люди второй половины XX века, отмеченного социальными бурями и катаклизмами. Жизнь заставляет их выбирать те или иные гражданские позиции. Но если для Йонаса и Пабло с самого начала ясно, какая цель стоит перед ними, за что они борются, то для Андрюса и Фелицио важнее всего уйти от борьбы, остаться в стороне от бурь эпохи. Но жизнь в конце концов заставляет и этих героев сделать свой выбор.

А в фильме М. Гедриса "Мужское лето" Юозас Будрайтис играет сразу две роли - братьев-близнецов, которых время развело по разные стороны баррикад, один из которых примкнул к националистам, а второй стал советским контрразведчиком, и именно этому, второму, - Альгису - под именем брата предстоит сделать все возможное и невозможное, чтобы банда была уничтожена. Правда, мы, зрители, до последних кадров фильма так и будем теряться в догадках, кто же из братьев перед нами. То же самое можно сказать и о фильме "Черный капитан" (1973) О. Ленциуса, где враг советской власти, французский коммерсант Брассар, роль которого играет Будрайтис, на самом деле оказывается коммунистом, который стремится внести свой посильный вклад в разгром Белой армии.

ОГНЕВ К. Никто не хотел забывать // Звезды нашего кино. М., 2002. C. 157-171.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=2941

Док. 626858
Перв. публик.: 24.05.02
Последн. ред.: 24.05.10
Число обращений: 0

  • Будрайтис Юозас Станиславас

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``