В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сосредоточенный, замкнутый, корректный Назад
Сосредоточенный, замкнутый, корректный
Сосредоточенный, замкнутый, корректный, он мягко, но решительно отказался порадоваться тому, как удачно складывается его актерская биография, какая у него, в общем, благополучная судьба. Нет, он так не считает. Об успехах своих говорил с прохладцей и явно был не склонен считать их особыми успехами.

Но лучше, вернувшись к тому давнему разговору, предоставить слово ему самому. Пусть знакомство читателей с литовским актером Юозасом Будрайтисом на страницах этой книги начнется также, как оно началось у меня осенью 1981 года.

- Юозас, как же все-таки произошел столь крутой перелом в вашей жизни, когда вы довольно неожиданно сменили поприще юриста на актерскую профессию и, придя в кино случайно, остались в нем навсегда?

- Моим крестным отцом в кино и вообще в актерской профессии был режиссер Витаутас Жалакявичюс. Пригласили меня на студию действительно совсем случайно. Были сделаны фотопробы, они понравились. Тогда сняли кинопробу Йонаса Локиса, после чего роль окончательно была закреплена за мной.

Очень большое внимание на меня оказала личность Жалакявичюса; после окончания съемок он предложил мне пойти в театр к Мильтинису. Я тогда решил не делать этого, закончить университет. Но кино уже прочно вошло в мою жизнь, увлекло.

Совместная работа с Жалакявичюсом тоже не прекратилась после первого фильма. Правда, новая встреча с ним произошла лишь через пять лет, на съемках фильма "Это сладкое слово - свобода". Я порой думаю, что если бы Жалакявичюс снимал фильмы чаще, то я, может быть, не стал бы актером вообще. Ну, а если все же стал бы, то судьба моя сложилась бы совсем иначе...

- Кажется, вам грех жаловаться на судьбу! За пятнадцать лет работы в кино сыграно больше сорока ролей. Роли заметные, значительные, проходных совсем нет, вы снялись в немалом количестве по-настоящему серьезных, интересных фильмов. Да и зрительской любовью вы не обделены...

- Знаете, я сегодня склонен по-иному относиться к сделанному раньше. Впрочем, и к популярности тоже... Со временем происходит переоценка, пересмотр, нечто вроде взгляда на себя со стороны. И эта собственная переоценка частенько не в мою пользу, к сожалению...

Драматичная сторона актерской жизни состоит в том, что актер кино, как никто другой, зависит в своей работе от множества привходящих обстоятельств, от других участников съемочной группы, и в первую очередь от режиссера.

Может быть, поэтому я не слишком серьезно отношусь к своей популярности, мне кажется, что собственно ко мне она имеет мало отношения. Более того, у меня от этого появляются новые комплексы: не знаю, как другие актеры, а я испытываю неловкость, когда узнают на улице, подходят. Хочется укрыться от этого "интереса"...

Мне очень важным кажется понимание. А в работе - созвучность, общность ощущения человека, общность миропонимания с режиссером, у которого я снимаюсь. А это случается не всегда. Если говорить о том, с кем бы мне хотелось работать, я назвал бы, кроме Жалакявичюса, Никиту Михалкова. Но у него - свой круг актеров, с которыми он работает постоянно.

- Мне кажется, что подобными чувствами и вызвано недавно возникшее поветрие - приход актеров в режиссуру. Это и Михалков, и Губенко, и Нахапетов. Может быть, и ваш приход на Высшие режиссерские курсы продиктован именно этим?

- Да, действительно, для меня это, в определенной степени, поиск самого себя, своего места в искусстве. И здесь тоже не обошлось без участия Жалакявичюса. Если я все-таки стану режиссером, то это произойдет во многом благодаря ему. Я ведь и курсы заканчивал под его руководством, и режиссерскую практику проходил на его фильме "Кентавры", и сыграл там одну из ролей.

ПАВЛОВ Ю.// Юозас Будрайтис. Л.: Искусство, 1988.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=2941

Док. 626859
Перв. публик.: 24.05.88
Последн. ред.: 24.05.10
Число обращений: 0

  • Будрайтис Юозас Станиславас

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``