В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новейшая история отечественного кино Назад
Новейшая история отечественного кино
Даже самые отчаянные хулители режиссерских опытов Николая Бурляева, даже самые бескомпромиссные противники идеологических схем, им пафосно озвучиваемых, признают в нем актера несомненного и крупного дара. Потрясенная уязвленность злом, что доводит до самосожжения в ненависти (Иваново детство); запредельное напряжение малых сил в страстном творческом порыве (Андрей Рублев); неосознаваемое предательство из одной только биологической жажды жизни (Проверка на дорогах); отроческий максимализм, который ищет выхода в разреженном воздухе безвременья и находит его в сопротивлении простому желанию близких как-то устроить быт (Мама вышла замуж) - мотивы ранних и главных ролей Н. Б. постепенно растворялись во множестве сыгранных им характеров невеликих людей с чувством собственного достоинства, обостренным до гордыни. Только в одной, лучшей своей роли восьмидесятых - в Саше Нетужилине из Военно-полевого романа - он нашел и выразил новый для себя мотив: сродненность с другими в общей беде, сердечная к ней причастность, уравновешенная какой-то воспаленной мечтой, что не дает впасть в заурядность.

Однако принятая режиссером Н. Б. на веру мифология эпохи малокартинья предполагала совсем другую формулу величия и выводила на экран совсем другие лица: основательные и ясные, без бледной нервности и следов резких юношеских порывов. Авторская неосведомленность о предмете, националистический душок и многочисленные нелепости вызвали тьму убийственно-язвительных и гневно-брезгливых комментариев к Лермонтову, и почти незамеченным осталось другое: Н. Б. попытался воскресить эстетический код советского кино второй половины сороковых, а точнее - сталинской "ЖЗЛ". Позаимствовав оттуда коллизию, фактуру и язык, он дал поэту свое лицо и, видимо, предполагал снять тем самым все противоречия концепции, согласно которой стержнем судьбы Лермонтова было не романтическое жизнетворчество, а сопротивление заговору темных иноплеменных сил, мешавших ему беззаветно любить Отечество. Герой в кольце врагов, те невидимы и могущественны, и он гибнет - мировоззренческая формула Великого гражданина, переложенная на язык Падения Берлина.

Делая Все впереди по одиозному роману Василия Белова, режиссер воспроизвел уже более близкую себе изобразительную структуру. Действие фильма разворачивалось будто в заново заселенных интерьерах Зеркала: темные обои, дерево, множество картин на стенах - вообще избыток "культуры" в каждой комнате, каждом доме. При этом вкусы героев, идеологически квалифицированные автором, обличают их мировоззрение. Н. Б. намеревался снять фильм о разрушении семьи как симптоме гибели страны вследствие мирового заговора господ Бришей, разлучающих мужчин с женщинами и детей с отцами; а снял фильм о параличе воли, о растерянности, бездеятельности и готовности углядеть за любой жизненной неурядицей и скверным анекдотом всесильную злую волю. Отсутствие психологического правдоподобия и, как ни странно, авторской боли компенсировалось многозначительными намеками, на них все и держалось. Но как только конспирологическая тема была растабуирована и место "малого народа" заняли "атлантисты" и вообще кто угодно, конструкция фильма рухнула.

Похоже, в поисках новой идеологии Н. Б. прошел мимо трагедии собственной страны, которая в двадцатом веке соблазняла в гораздо большей степени, нежели соблазнялась в девятнадцатом. Сам же Н. Б. соблазнен идеей мессианства: почему бы мне, с талантом от Бога, не вразумить паству, сбившуюся с пути истинного? В полном соответствии с этой логикой дальнейшая его деятельность связана с созданием и существованием православного кинофестиваля "Золотой Витязь".

ШЕМЯКИН Андрей. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=136

Док. 626974
Перв. публик.: 25.05.00
Последн. ред.: 25.05.10
Число обращений: 0

  • Бурляев Николай Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``