В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выходит в прокат `Лермонтов` Николая Бурляева Назад
Выходит в прокат `Лермонтов` Николая Бурляева
Выходит в прокат "Лермонтов" Николая Бурляева. Критики пишут про примитивность эстетики и искажение истории - Бурляев обвиняет новый секретариат СК в организованной травле

Провал будет оглушительным. Зритель в залы, где показывают Лермонтова, не пойдет. Бурляевские оппоненты, злорадствуя, пробавляются легким хлебом, танцуя на косточках этого фильма. Единомышленники из патриотического лагеря хвалят, но как-то понуро, все больше по обязанности. Впоследствии всерьез обсуждать свойства Лермонтова с кинематографической точки зрения будет смешно, даже когда планка профессионализма рухнет на землю. Важнее понять, почему большой актер снял столь дурновкусное, претенциозное, безграмотное кино, и почему никто так и не сумел убедить его, что фактический невыход фильма автору более чем на руку. Поскольку дарит шанс сохранить репутацию.

Проще всего утверждать, что талант покинул Николая Бурляева, когда тот пошел традиционным путем - через последовательные увлечения народной медициной, экологией, оккультизмом и прямиком в паническую ксенофобию, которую обструкция Лермонтова многократно усугубит. Фокус, однако, в том, что уже ярым "патриотом" Бурляев сыграл в Военно-полевом романе (1983), и поверить невозможно, что тот самый Бурляев два года спустя будет в гриме и костюме Лермонтова пучить глаза и картинно страдать среди светской черни, затравившей-таки великого поэта.

Куда более важную роль сыграло "тарковское" излучение, оказавшееся пагубным для многих приближенных к источнику. Если для Андрея Тарковского образ художника-пророка, страдальца и провидца был своего рода защитной маской, носить которую было, кроме всего прочего, уместно в стране тотальных запретов и почти поголовной религиозной безграмотности; если его профетический пыл и "судорога творца" не отменяли профессиональную трезвость и высокие режиссерские умения, то очень немногие птенцы его гнезда сумели сохранить трезвое отношение к себе и своей жизни в искусстве.

Конечно, вкладывать в лермонтовские уста собственные вирши как минимум непатриотично. Но, дело все же не в парадоксах бурляевского патриотизма, а в драматически преувеличенной глухими временами роли художника, в болезненной восприимчивости к мессианским идеям - в отсутствие профессии в руках. Лермонтов станет первым и последним кинопроизведением (прибавить можно лишь фильм того же автора Все впереди, (1990), явившимся образчиком идеологии воинствующего славянофильства и ксенофобии, которая вскоре захлестнет литературу, поделит СП на два враждующих лагеря и станет водоразделом между полярно настроенными толстыми журналами.

БЫКОВ Дмитрий. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=136

Док. 626975
Перв. публик.: 02.09.86
Последн. ред.: 25.05.10
Число обращений: 0

  • Бурляев Николай Петрович
  • Тарковский Андрей Арсеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``