В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Музыка в `Петербургской ночи` Назад
Музыка в `Петербургской ночи`
Музыка в "Петербургской ночи" заслуживает самого пристального внимания. Прежде всего ее роль в сюжетной концепции фильма чрезвычайно значительна. И в первую очередь это заслуга композитора Дм.Кабалевского. [...]

Каковы же основные линии музыкального развития в картине? Ядром всей музыкальной композиции является характеристика центральной фигуры картины - гениального скрипача Егора Ефимова. И его импровизации - узловые моменты не только музыкальной конструкции, но и всей картины в целом. [...]

После "злого", резкого вступления, эмоционально суммирующего всю предыдущую сцену, возникает теплая лирическая тема, проходящая красной нитью по всему фильму и приобретающая различную окраску. Эта скрипичная тема, поддержанная незаметно и постепенно вступающим оркестром, вырастает в сильную, мощную кульминацию, завершающую игру Ефимова.

Эта тема сочетает мягкую лиричность с яркой эмоциональностью и силой. Она носит русский народно-песенный характер, хотя и не является подлинной народной мелодией. [...]

Самым значительным эпизодом этой линии является концерт Ефимова в Петербурге - это вторая импровизация. В ней уже несравненно меньше лиричности и мягкости. Нервно приподнятое вступление сменяется сильно деформированной основной темой. Она как бы разорвана, она поднимается все выше, растет, приобретает мощные, маршеобразные очертания. Выводом из всего развития является простая и ясная песня, тематически вытекающая из лейтмотива Ефимова.

Песня подхватывается студентами на галерке. Партер протестует. Крики и шум заглушают музыку. Ответственнейшее сюжетное задание, данное в этом случае музыке, нашло в основном правильное разрешение. Музыка достаточно убедительно выполняет роль двигателя драматургической канвы эпизода, оправдывая и пение студентов, и разгорающийся скандал, и ряд дальнейших событий. [...]

Музыка используется вне обычных представлений об инструментальной и симфонической фактуре. Даются отдельные музыкальные элементы (длительные выдержанные скрипки, далекое соло валторны и т.п.), соединяемые с "омузыкаленными" реалистическими шумами. Ветер работает и в общем ритме всей композиции, бубенцы приближающейся тройки имеют точную тональную настройку и поэтому органически связываются с тарантеллой и т.д. Нам кажется, что нащупанные в "Петербургской ночи" методы построения музыкально-шумовых композиций являются попыткой создания нового, специфически кинематографического звукового языка.

КРЮКОВ Н.

Музыкальный фильм // Кино (М.), 1934, N6

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=6296

Док. 627001
Перв. публик.: 25.05.80
Последн. ред.: 25.05.10
Число обращений: 0

  • Кабалевский Дмитрий Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``