В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рыцарь печального жанра Назад
Рыцарь печального жанра
Киносценарист - наверное, самая печальная из всех существую?щих литературных профессий. [...]

Когда ты пишешь сценарий, ты не просто придумываешь мизан?сцены и расставляешь реплики персонажей, ты мысленно снима?ешь фильм, видишь каждый его кадр, наполненный чувством, звуком, ароматами. Получается лучшее в мире, совершенно вол?шебное кино, полное явных и потаенных смыслов. [...] ...у сценариста всегда есть надежда, что гениаль?ный режиссер и тонкие, умные актеры схватят все на лету и дотя?нут, выправят, украсят.

Они, действительно, дотягивают, выправляют, украшают - на свой вкус. И обычно получается совсем не то, что ты писал. [...]

По счастью, бывают исключения. Иногда сценарий оказывается настолько точен, стилен и энергичен, что подчиняет своей харизме и режиссера, и актеров. Такое кино - назову его сценарноцентристским [...] ...подобной обаятельной убедительностью обладают и лучшие сценарии Владимира Валуцкого. [...]

Я больше всего люблю историко-приключенческие работы Влади?мира Ивановича. Даже не за сюжетные перипетии (хоть они и хо?роши), а за драгоценное и дефицитное качество, без которого по?гони превращаются в бессмысленное мелькание, а схватки и перестрелки в иллюстрацию на тему "естественный отбор в жи?вотном мире". Это качество - рыцарственность, особенная атмо?сфера красоты и благородства.

Сорок лет назад, школьником, я впервые посмотрел "Начальника Чукотки". Помню, мне показалось, что это очень красиво: маль?чишка везет за десятки тысяч километров миллион, о котором никто не знает. И он доставит деньги по назначению, преодолев массу лишений и не потратив на себя ни цента. Это неважно, что мальчишка - большевик, для меня он все равно был настоящий рыцарь вроде Айвенго или Квентина Дорварда. Тридцать лет назад я посмотрел довольно средний фильм "Яро?славна, королева Франции" (оценка, разумеется, сугубо субъек?тивная), тоже осевший у меня в памяти именно благодаря замеча?тельной фабуле и ауре возвышенного приключения. Двадцать лет назад я увидел "Первую встречу, последнюю встре?чу", очень хорошую картину, которой ужасно не повезло. Она вышла на экраны в то время, когда никого не интересовали кра?сивые и тонкие фильмы о Прекрасной Эпохе безвозвратного 1914 года.[...]

Когда я изоб?ретал своих персонажей, среди прочих любимых мною героев были и эти: чукотский начальник Алеша, храбрая княжна Анна Ярославна и бесшабашный рыцарь Бенедиктус, а более всего - юный сыщик-дилетант Чухонцев. [...]

Я написал кучу романов, успел и сам побаловаться киносценария?ми. Вкусил этого дурманного, но горького вина и решил, что оно не но мне. Пускай сценарии но моим книгам пишут профессионалы. [...]

Особенно трудно пришлось со сценарной версией моего "Шпион?ского романа", за который было особенно тревожно. [...] ...но кино, сня?тое для меня сценаристом Валуцким, мне вполне понравилось. Это настоящая работа мастера: ничего важного не потеряно, язык текста идеально переведен в язык зрительных образов. Главное же - сохранена и даже усилена стержневая идея этой мутной че?кистской истории: даже в самых гнусных и неблагородных обстоя?тельствах рыцарь обязан вести себя по-рыцарски. Все логично: правильный сценарий о рыцаре мог написать только рыцарь.

АКУНИН Борис. Рыцарь печального жанра // Валуцкий В. Первая встреча, последняя встреча [киносценарии и статьи]. СПб. 2008
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=145

Док. 627043
Перв. публик.: 25.05.00
Последн. ред.: 25.05.10
Число обращений: 0

  • Акунин Борис (Чхартишвили Григорий Шалвович)
  • Валуцкий Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``